Поделиться материалом в соцсетях:

Родился российский скульптор, барон Пётр Карлович Клодт

5 июня 1805

24 мая (5 июня) 1805 г. в Петербурге в семье генерал-майора родился Пётр Карлович Клодт (Клодт фон Юргенсбург), барон, российский скульптор и литейный мастер, крупнейший мастер монументальной анималистической скульптуры в России первой половины XIX в.

По семейной традиции Клодт готовился стать военным и в 1822 г. поступил в Артиллерийское училище в Петербурге, по окончании которого получил чин прапорщика. Однако, увлёкшись лепкой и резьбой из дерева, после непродолжительной службы в учебной артиллерийской бригаде подпоручик барон Клодт в 1828 г. вышел в отставку с твёрдым намерением посвятить себя скульптуре. В течение двух лет он учился без помощи руководителя и работал с натуры, копируя произведения античной и современной пластики, а в 1830 г. поступил вольнослушателем в Академию художеств, где стал учеником заведующего Литейным домом Академии В. П. Екимова.

В 1831 г. Клодт получил большой правительственный заказ и вместе со скульпторами С. С. Пименовым и В. И. Демут-Малиновским принял участие в работе по созданию скульптурной группы из шести коней, впряжённых в колесницу Славы, для оформления арки Нарвских триумфальных ворот в Петербурге. Это явилось первым крупным монументально-декоративным произведением молодого мастера, получившим высокую оценку. В 1833 г. скульптор получил звание «назначенного в академики», а также квартиру при Академии художеств и большую мастерскую. Благодаря высокой дисциплине и умению оперативно выполнять ответственные государственные заказы Клодт вскоре снискал симпатию императора Николая I.

Европейскую известность Клодту принёс ансамбль «Укротители коней» из четырёх скульптурных групп для Аничкова моста в Петербурге. В 1838 г. первая группа укротителей коней была вылеплена в натуральную величину и подготовлена к переводу в бронзу. Однако в годы работы над памятником скончался постоянный сотрудник скульптора, знаток художественного литья Екимов. Клодту самому пришлось заняться отливкой своего произведения, и с 1838 г. он возглавил литейную мастерскую Академии художеств.

В ноябре 1841 г. на западных устоях Аничкова моста появились две бронзовые скульптурные группы, выполненные Клодтом. На восточных устоях поместили их гипсовые копии, выкрашенные под бронзу. В 1842 г. скульптурные группы по приказу Николая I отправили в подарок прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. В 1846 г. вновь отлитых коней подарили королю Сицилии Фердинанду II. Позднее копии «Укротителей коней» были установлены в Петергофе, Стрельне, на Конном дворе усадьбы Кузьминки. Клодт решил больше не делать копий и в 1850 г. на Аничковом мосту были установлены бронзовые статуи, отлитые уже по новым моделям. В результате образовалась композиция из четырёх различных скульптурных групп, представлявших собой развёрнутую драматическую серию, в которой последовательно развивался один сюжет — покорение коня человеком. В основе замысла мастера лежала тема победы человека над стихийным могуществом природы, образ мятежной силы, укрощаемой разумом.

Работая над скульптурой Аничкова моста, Клодт одновременно занимался оформлением интерьеров Исаакиевского собора. В это время им были созданы два горельефа для ниш северного портика — «Несение креста» и «Положение во гроб», а также скульптурная группа «Христос во славе» над Царскими вратами главного иконостаса. Его горельефы органично сочетались с плоскостью мраморной стены собора и удачно её декорировали. В эти же годы скульптором был создан барельеф «Георгий Победоносец на коне» (1846-1847) для Георгиевского зала Большого Кремлёвского дворца в Москве.

В 1845-1850-е гг. Клодт по графическому эскизу русского живописца и архитектора А. П. Брюллова выполнил 70-метровый скульптурный рельеф «Лошадь на службе у человека», оформив им служебный корпус Мраморного дворца. На рельефе были изображены охотничьи и дорожные картины, боевые схватки всадников, конные процессии. В тимпанах двух боковых фронтонов дома был помещён другой декоративный рельеф Клодта, изображающий трубящих в раковины тритонов.

В 1849 г. Клодт победил в конкурсе проектов памятника русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову в Летнем саду Петербурга. Весной 1852 г. совет Академии художеств одобрил большую модель памятника, и скульптор приступил к её отливке. Крылов был изображён сидящим с раскрытой книгой в руках. Пьедестал, выполненный русским художником А. А. Агиным, представлял собой композицию на темы басен Крылова. Образ самого писателя был исполнен скульптором с полным соблюдением портретного сходства. Почти одновременно Клодт работал также над памятником князю Владимиру Киевскому, подготовительные работы к которому продолжались с перерывами около 20-ти лет. В 1853 г. бронзовая статуя высотой в 4,5 м была поставлена в Киеве. Князь Владимир был представлен держащим крест как символ крещения Руси.

Последней крупной работой Клодта стал конный монумент императору Николаю I на Исаакиевской площади в Петербурге, выполненный в 1856-1859 гг. совместно со скульпторами Р. К. Залеманом, Н. А. Рамазановым и архитектором О. Р. де Монферраном. Конная статуя Николая I имеет только две точки опоры без какой-либо искусственной подпорки, что является редким инженерным решением в истории монументальной скульптуры.

В 1837-1863 гг. Клодт возглавлял Литейный дом Академии художеств, разработав ряд усовершенствований процесса художественного литья; участвовал в отливке из бронзы памятников Карамзину в Симбирске (1845) и Державину в Казани (1847) скульптора С. И. Гальберга, памятника Барклаю-де-Толли в Дерпте скульптора В. И. Демут-Малиновского (1849) и памятника атаману М. И. Платову в Новочеркасске работы русских художников А. И. Иванова и Н. А. Токарева (1851).

В 1848 г. Академия художеств наградила Клодта титулом профессора I степени, а спустя десятилетие — званием заслуженного профессора. Независимо от своей службы в Академии, скульптор с 1858 по 1863 г. занимал также должность главного наблюдателя за преподаванием начертательных искусств в военно-учебных заведениях.

8 (20) ноября 1867 г. Пётр Карлович Клодт скоропостижно скончался в своем имении на мызе Халала (Финляндия) и был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге. Впоследствии его прах был перенесён в Некрополь деятелей искусств Александро-Невской лавры.

Лит.: Клодт Г. А. «Лепил и отливал Пётр Клодт…». М., 1989; Кривдина О. А. Скульптор Пётр Карлович Клодт: новые материалы: 200-летию со дня рождения знаменитого русского скульптора посвящается. СПб., 2005; Петров В. Н. Пётр Карлович Клодт, 1805-1867. Л., 1985; Самойлов А. Кони Клодта // Художник. 1961. № 12. С. 29—34; Толбин В. Барон П. К. Клодт фон Юргенсбург (библиографический очерк) // Семейный круг. 1958-1959. № 10.

См. также в Президентской библиотеке:

Барон Пётр Карлович Клодт // Энциклопедический словарь / под ред. проф. И. Е. Андреевского. Т. 15. СПб., 1895. С. 415;

Памятник Св. Владимира [Изоматериал]: видовая фотография. Киев.