Share content in social networks:

The first nuclear power plant in the world launched

27 June 1954

On June 27, 1954 in Obninskoye village of Kaluga region, at the A. I. Laypunsky Physics and Energy Institute (Laboratory “B”) was launched the first nuclear power plant in the world equipped with one uranium and graphitic channel reactor with water heat carrier of 5 MW AM-1. This date marked the beginning of the nuclear energetics history.

During the WWII in the Soviet Union started to create the nuclear arms. The work on it was led by scholar physician, academician I. V. Kurchatov. In 1943 he founded a research center in Moscow, Laboratory N 2, which later was reorganized into the Nuclear Energy Institute. In 1948 a plutonium factory with a few industry reactors was built, in August of 1949 the first Soviet nuclear bomb was tested. When beneficiated uranium production was organized and developed on industrial scale, the discussions of problems and lines of energetic nuclear reactors creation for further application in transport and electric energy and heat extraction began. On Kurchatov’s instruction the Russian physicians E. L. Feinberg and N. A. Dollegeal started to develop the design of nuclear power plant reactor.

On May 16, 1950 according to resolution of Council of Ministers of USSR was determined the construction of three experiment reactors: uranium and graphitic with water cooling, uranium and graphitic with gas cooling, uranium and beryllium with gas and liquid metal cooling. According to the initial plan all of them were to operate in turn for a single steam turbine and generator of 5000 kW.

The construction of the nuclear power plant was governed by Obninsk physics and energy lab. The construction was based on industry reactor creation but instead of implementation of uranium rods it was planned to introduce uranium heat-segregation elements. The difference between them added up to the fact the rods were surrounded by water from outside, while a heat-segregation element was a two-wall pipe. Between the walls was the beneficiated uranium; the water flew inside the inner channel. Scientific calculations proved that having such a construction it is quite easer to heat the pipe to the needed temperature. The material for heat-segregation elements has to be strong, rust-resistant and not to change its properties under a long-term influence of radiation. At the first nuclear power plant the control system for processes progressing in the reactor was thoroughly elaborated. The devices were created for automated and manual distant control of rods as well as for emergency stop of reactor and heat-segregation elements replacement.

Besides energy generation, the Obninskoye nuclear power plant reactor also served a base for test researches and isotopes generation for the needs of medicine. The experience of operation of the first experimental nuclear power plant proved entirely the correctness of engineering decisions made by the experts of nuclear sector enabling to start a large-scale program of construction of new nuclear power plants in the Soviet Union.

In May of 1954 the reactor was launched and in June of the same year Obninskoye nuclear power produced its first industry current opening the way of applying the nuclear energy for peace goals. Obninskoye nuclear power plant had successfully operated for almost 48 years.

On April 29, 2002 at 11:31 a.m. Moscow time the reactor of the first nuclear power plant in the world in Obninskoye was stopped. According to the RF Ministry of Nuclear Energy press service, the plant was stopped for economical reasons exclusively due to the fact that ‘its maintenance in secure condition became more and more expensive each year’.

On the basis of Obninskoye nuclear power plant was created the Nuclear Energetics Museum.

Lit.: Велихов Е. П. От ядерной бомбы к атомной электростанции. Игорь Васильевич Курчатов (1903-1960) // Вестник РАН. 2003. Т. 73. № 1. С. 51-64; Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»: сайт. 2008-2014. URL: http://www.rosatom.ru/; Государственный научный центр Российской Федерации — Физико-энергетический институт имени А. И. Лейпунского: сайт. 2004–2011. URL: http://www.ippe.obninsk.ru/; 10 лет Первой в мире атомной электростанции СССР. М., 1964; Первая в мире АЭС — как это начиналось: Сб. ист.-арх. док. / Физико-энергетический институт имени академика А. И. Лейпуновского; [Сост. Н. И. Ермолаев]. Обнинск, 1999.

From the Presidential library materials:

О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 27 апреля 2007 г. № 556. М., 2007.

Поделиться материалом в соцсетях:

Пуск первой в мире атомной электростанции

27 июня 1954

27 июня 1954 г. в посёлке Обнинское Калужской области в Физико-энергетическом институте имени А. И. Лейпунского (Лаборатория «В») был осуществлён пуск первой в мире атомной электростанции, оснащённой одним уран-графитовым канальным реактором с водяным теплоносителем АМ-1 («атом мирный») мощностью 5 МВт. С этой даты начался отсчёт истории атомной энергетики.

В годы Второй мировой войны в Советском Союзе начала проводиться работа по созданию ядерного оружия, которую возглавил учёный-физик, академик И. В. Курчатов. В 1943 г. Курчатов создал в Москве исследовательский центр — Лаборатория № 2 — позже преобразованный в Институт атомной энергии. В 1948 г. был построен плутониевый завод с несколькими промышленными реакторами, а в августе 1949 г. была испытана первая советская атомная бомба. После того, как было организовано и освоено в промышленном масштабе производство обогащённого урана, началось активное обсуждение проблем и направлений создания энергетических ядерных реакторов для транспортного применения и получения электроэнергии и тепла. По поручению Курчатова отечественные физики Е. Л. Фейнберг и Н. А. Доллежаль начали разрабатывать проект реактора для атомной электростанции.

16 мая 1950 г. постановлением Совета Министров СССР было определено строительство трёх опытных реакторов — уран-графитового с водяным охлаждением, уран-графитового с газовым охлаждением и уран-бериллиевого с газовым или жидкометаллическим охлаждением. По первоначальному плану все они поочередно должны были работать на единую паровую турбину и генератор мощностью 5000 кВт.

Строительством атомной электростанции руководила Обнинская физико-энергетическая лаборатория. При строительстве за основу была взята конструкция промышленного реактора, но вместо урановых стержней предусматривались урановые тепловыводящие элементы, так называемые твэлы. Разница между ними заключалась в том, что стержень вода обтекала снаружи, а твэл представлял собой двустенную трубку. Между стенками располагался обогащённый уран, а по внутреннему каналу протекала вода. Научные расчёты показали, что при такой конструкции нагреть её до нужной температуры намного проще. Материал тепловыводящих элементов должен был обладать прочностью, противокоррозийной стойкостью и не должен был менять своих свойств под длительным воздействием радиации. На первой атомной электростанции была тщательно продумана система управления протекающими в реакторе процессами. Для этого были созданы устройства для автоматического и ручного дистанционного управления регулирующими стержнями, для аварийной остановки реактора, приспособлений для замены твэлов.

Помимо выработки энергии, реактор Обнинской атомной электростанции также служил базой для экспериментальных исследований и для выработки изотопов для нужд медицины. Опыт эксплуатации первой, по сути экспериментальной, атомной станции полностью подтвердил инженерно-технические решения, предложенные специалистами атомной отрасли, что позволило приступить к реализации широкомасштабной программы по строительству новых атомных электростанций в Советском Союзе.

В мае 1954 г. был запущен реактор, а в июне того же года Обнинская атомная электростанция дала первый промышленный ток, открыв дорогу использованию атомной энергии в мирных целях. Обнинская АЭС успешно проработала почти 48 лет.

29 апреля 2002 г. в 11 ч. 31 мин. по московскому времени был навсегда заглушен реактор первой в мире атомной электростанции в Обнинске. Как сообщила пресс-служба Министерства Российской Федерации по атомной энергии, станция была остановлена исключительно по экономическим соображениям, поскольку «поддержание её в безопасном состоянии с каждым годом становилось всё дороже».

На базе Обнинской атомной электростанции был создан музей атомной энергетики.

Лит.: Велихов Е. П. От ядерной бомбы к атомной электростанции. Игорь Васильевич Курчатов (1903-1960) // Вестник РАН. 2003. Т. 73. № 1. С. 51-64; Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»: сайт. 2008-2014. URL: http://www.rosatom.ru/; Государственный научный центр Российской Федерации — Физико-энергетический институт имени А. И. Лейпунского: сайт. 2004–2011. URL: http://www.ippe.obninsk.ru/; 10 лет Первой в мире атомной электростанции СССР. М., 1964; Первая в мире АЭС — как это начиналось: Сб. ист.-арх. док. / Физико-энергетический институт имени академика А. И. Лейпуновского; [Сост. Н. И. Ермолаев]. Обнинск, 1999.

См. также в Президентской библиотеке:

О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 27 апреля 2007 г. № 556. М., 2007.