Основан Владивосток

2 июля 1860

20 июня (2 июля) 1860 г. на берегу бухты Золотой Рог командой русского парусника «Маньчжур» во главе с капитан-лейтенантом А. К. Шефнером был основан военный пост, получивший название «Владивосток». Сегодня город является административным центром Приморского края России, крупным портом на Тихом океане, научным, культурным и экономическим центром Дальнего Востока, а также конечным пунктом Транссибирской магистрали.

История и освоение всего Приморского края тесным образом были связаны с историей развития Владивостока. В 1859 г. генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьёв-Амурский, обходя на корабле берега залива Петра Великого, обратил особое внимание на хорошо укрытую бухту, получившую название «Золотой Рог», на берегах которой и был вскоре основан военный пост — Владивосток. Спустя два года данное поселение было утверждено в статусе порто-франко (свободной экономической зоны).

В 1871 г. по решению государственных властей Владивосток был учреждён в качестве главного военного порта России на Тихом океане. Вскоре из Николаевска-на-Амуре сюда были переведены все морские учреждения, резиденция военного губернатора и главная база Сибирской военной флотилии. В феврале 1873 г. в город переехало женское училище с пансионом для воспитанниц — первое на Дальнем Востоке женское учебное заведение, открытое 20 июня (2 июля) 1862 г. в Николаевске-на-Амуре по приказу военного губернатора Приморской области П. В. Казакевича.

В 1875 г. Владивосток получил статус города и начал интенсивно застраиваться: появились новые административные и жилые здания, торговые дома, начала зарождаться промышленность. Постепенно территория города расширялась и включила полуостров Муравьева-Амурского и остров Русский. В 1879 г. во Владивосток прибыл первый пароход Добровольного флота — было установлено постоянное водное сообщение между Владивостоком, Петербургом и Одессой.

В 1880-1888 гг. Владивосток представлял собой отдельное военное губернаторство, затем вплоть до 1920 г. являлся центром Приморской области. В 1889 г. город получил статус военно-морской крепости. В 1893 г. между Владивостоком и Никольском (ныне Уссурийск) открылось железнодорожное движение, а в 1897 г. поезда стали ходить до Хабаровска. В 1903 г. после завершения строительства Китайско-Восточной железной дороги открылось прямое сообщение между Владивостоком и Москвой по Транссибирской магистрали. В этот период главную роль в экономике города стали также играть судоходство и торговля. Из Владивостока отправлялись многочисленные научно-исследовательские экспедиции (Н. М. Пржевальского, С. О. Макарова, В. К. Арсеньева, В. Л. Комарова).

После распада Российской империи и начала Гражданской войны на Дальнем Востоке развернулась борьба за контроль над этими территориями, в которую были вовлечены и США, Англия и Япония, которые в 1918 г. направили во Владивосток свои военные десанты. В 1920 г. в связи с наступлением Красной армии на Восточном фронте американцы и англичане покинули Владивосток, а японские войска оставались в городе до 1922 г. В годы советской власти Владивосток стал центром сначала Приморской губернии, в 1926-1938 гг. — Дальневосточного, а с 1938 г. — Приморского края.

Владивосток расположен амфитеатром с террасной застройкой улиц. Первый генеральный план развития города был разработан в 1868 г., согласно которому город застраивался в основном одноэтажными деревянными, и позднее — каменными домами. В 1896-1899 гг. было построено здание самого первого на русском Дальнем Востоке высшего учебного заведения — Восточного Института (ныне Дальневосточный государственный технический университет).

В начале XX в. проводились работы по благоустройству города. В 1939 г. был разработан план реконструкции, по которому на протяжении последующих пятнадцати лет были построены крупные общественные и административные здания. С 1960-х гг. начался процесс перестройки центра города.

В 1951 году Постановлением Правительства СССР Владивосток стал режимной территорией. Это было вызвано стратегическими задачами обороны страны: в Золотом Роге, Улиссе и соседних бухтах началось размещение главной базы Тихоокеанского флота. Чуть ранее по такой же схеме был закрыт Севастополь. В статусе закрытого города и порта Владивосток просуществовал 40 лет. 20 сентября 1991 года Президент РСФСР Б. Н. Ельцин подписал Указ № 1244 «Об открытии Владивостока для посещения иностранными гражданами».

За значительные заслуги жителей города в хозяйственном и культурном развитии Дальневосточного региона в 1970 г. город был награждён орденом Октябрьской Революции, а в 1985 г. — орденом Ленина.

Сегодня Владивосток является крупным промышленным и культурным центром на Дальнем Востоке, базой рыбного промысла. В городе работают Дальневосточное отделение Российской Академии наук, Дальневосточный государственный университет, Дальневосточный технический университет, три театра, три музея, в том числе картинная галерея. В связи с проведением в сентябре 2012 г. на о. Русский саммита АТЭС в городе проведены большие строительные работы, направленные на развитие инфраструктуры.

 

Лит.: Алексеев А. И. «Якоря помалу травить!..»: Так начинался Владивосток. Владивосток, 2000; Владивосток. [К 100-летию со дня основания]. 1860-1960. [Владивосток], 1960; Владивосток сегодня и завтра. Владивосток, 2000; Краткий исторический очерк города Владивостока. 1860-1910. Владивосток, 1910; Матвеев Н. П. Краткий исторический очерк г. Владивостока. Владивосток, 1990; Рябов Н. С., Обертас В. А. К истории застройки Владивостока. Владивосток, 1961.

Владивосток: официальный сайт администрации города. 2018. URL: http://www.vlc.ru.

 

См. также в Президентской библиотеке:

Город-порт Владивосток: [цифровая коллекция];

Надаров И. П. Материалы к изучению Уссурийского края: Доклады в Обществе изучения Амурского края. Владивосток, 1886;

Прик А. Е., Беляев А. Д. Владивосток и Южно-Уссурийский округ Приморской области: путеводитель и справочная книга с приложением адрес-календаря г. Владивостока и проч. СПб., 1891;

Егорьев В. В. Операции владивостокских крейсеров в Русско-японскую войну 1904-1905 гг. М.; Л., 1939;

РГИА. Ф. 1265. Оп. 9. Д. 169. О распространении на все вообще порты Приморской области Восточной Сибири дарованного При-Амурскому краю права свободной торговли иностранными товарами. Здесь же о разрешении беспошлинной торговли такими товарами в портах Восточного Океана: Дуэ, Косунай, Де-Кастри, Владивостоке и гаванях: Св. Ольги и Новгородской: 18 сентября 1860 г. - 27 декабря 1862 г. 10 л.;

РГИА. Ф. 1149. Оп. 13. 1901 г. Д. 33. Об учреждении таможен в городах Владивостоке и Николаевске: 3 ноября 1900 г. - 23 мая 1901 г. 71, [1] л.;

РГИА. Ф. 1276. Оп. 3. Д. 716. Переписка председателя Совета министров с министром иностранных дел, русскими представителями в Китае и Японии, Приамурским генерал-губернатором, начальником Генерального штаба и другими должностными лицами по вопросам управления Приамурским краем и отношении России с Китаем и Японией... 1907-1909. 124 л.;

РГИА. Ф. 1276. Оп. 10. Д. 384. Дело о рассмотрении в Совете Министров проекта представления министра торговли и промышленности С. И. Тимашева, внесенного в Государственную думу, о содержании срочных сообщений в заливе Петра Великого и по побережью Приморской области, от города Владивостока до бухты Датты, в 1915 г.: 27 марта - 18 апреля 1914 г. 28 л.