Share content in social networks:

The Seventh (Leningrad) Symphony of D. D. Shostakovich was performed in besieged Leningrad

9 August 1942

August 9, 1942 in the Hall of the Leningrad Philharmonic was performed the Seventh Symphony of Dmitri Shostakovich.

In the first weeks of the Great Patriotic War, which found Shostakovich in his native city, Leningrad, he began to write the Seventh Symphony, which became one of his most important works. The composer worked with the utmost diligence and creativity, although he could write it only in snatches. Together with other Leningraders, Dmitry participated in the defense of the city: he worked on the construction of antitank fortifications, was a fighter of a fire-prevention team, was on duty at night in attics and on roofs of houses, put out incendiary bombs. By mid-September Shostakovich completed two parts of the symphony, and September 29 completed the third part.

In mid-October 1941 from the blockaded city he and his two young children were evacuated to Kuibyshev, where he continued to work on the symphony. In December, the final part was written, and preparations for production began. The premiere of the Seventh Symphony was held March 5, 1942 in Kuibyshev, at the Theater of Opera and Ballet, performed by the Bolshoi Theatre Orchestra conducted by S. A. Samosud. March 29, 1942 the symphony was performed in Moscow.

Initiator and organizer of the performance of the Seventh Symphony in besieged Leningrad was chief conductor of the Bolshoi Symphony Orchestra of the Leningrad Radio Committee, K. I. Eliasberg. In July, by a special plane, the score was delivered to Leningrad. Rehearsals began. To perform the symphony a reinforced orchestra was needed. Therefore, a great work was done to search for surviving musicians in Leningrad itself and at the nearest frontline.

9 August 1942, at a packed hall of the Leningrad Philharmonic, took place the performance of the Seventh Symphony. 80 minutes while the music was playing, enemy guns were silent: the gunners defending the city were ordered by the commander of the Leningrad Front, L. A. Govorov to suppress the fire of the German guns by all means. Operation of fire suppression of enemy batteries was called "Flurry". The performance of the symphony was broadcasted on radio and over the city network of loudspeakers. It was heard not only by citizens, but also by German troops besieging Leningrad. New work by Shostakovich shocked listeners, inspired confidence, and strengthened the city's defenders.

Later, the Symphony was recorded by many distinguished conductors, both in the USSR and abroad. The music of the 1st part of the symphony was used to accompany the "Leningrad Symphony" ballet, which became widely well-known.

The Seventh ("Leningrad") Symphony of Shostakovich is, by right, not only one of the most important literary works of Russian culture of the 20th century, but the musical symbol of the siege of Leningrad.

Lit.: Акопян Л. О. Дмитрий Шостакович. Опыт феноменологии творчества. СПб, 2004; Линд Е. А. «Седьмая...». СПб., 2005; Лукьянова Н. В. Дмитрий Дмитриевич Шостакович. М., 1980; Петров В. О. Творчество Шостаковича на фоне исторических реалий XX века. Астрахань, 2007; Хентова С. М. Шостакович в Петрограде-Ленинграде. Л., 1979.

Based on the Presidential Library’s materials:

Defence and Siege of Leningrad: [digital collection];

The Day of the Russian military glory – The Day of reversal of Leningrad blockade // On this day. 27 January 1944;

The break of Leningrad blockade // On this day. 18 January 1943;

The Road of Life’s water route started to operate // On this day. 12 September 1941.

Поделиться материалом в соцсетях:

В блокадном Ленинграде исполнена 7-я («Ленинградская») симфония Дмитрия Шостаковича

9 августа 1942

«… когда в знак начала

дирижерская палочка поднялась,

над краем передним, как гром, величаво

другая симфония началась —

симфония наших гвардейских пушек,

чтоб враг по городу бить не стал,

чтоб город Седьмую симфонию слушал. …

И в зале — шквал,

И по фронту — шквал. …

А когда разошлись по квартирам люди,

полны высоких и гордых чувств,

бойцы опустили стволы орудий,

защитив от обстрела площадь Искусств».

Николай Савков

9 августа 1942 г. в зале Ленинградской филармонии состоялось исполнение Седьмой симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.

В первые недели Великой отечественной войны, которую Шостакович встретил в своём родном городе — Ленинграде, он начал писать Седьмую симфонию, ставшую одним из важнейших его произведений. Композитор работал с необычайным усердием и творческим подъёмом, хотя писать симфонию получалось урывками. Вместе с другими ленинградцами Дмитрий Дмитриевич участвовал в обороне города: работал на строительстве противотанковых укреплений, был бойцом противопожарной команды, по ночам дежурил на чердаках и крышах домов, тушил зажигательные бомбы. К середине сентября Шостакович закончил две части симфонии, а 29 сентября завершил третью часть.

В середине октября 1941 г. из блокированного города он вместе с двумя малолетними детьми был эвакуирован в Куйбышев, где и продолжил работу над симфонией. В декабре была написана финальная часть, и началась подготовка к постановке. Премьера Седьмой симфонии состоялась 5 марта 1942 г. в Куйбышеве, на сцене Театра оперы и балета, в исполнении оркестра Большого театра под управлением С. А. Самосуда. 29 марта 1942 г. симфония была исполнена в Москве.

Инициатором и организатором исполнения Седьмой симфонии в осаждённом Ленинграде был главный дирижёр Большого симфонического Оркестра Ленинградского радиокомитета К. И. Элиасберг. В июле специальным самолётом партитура была доставлена в Ленинград, начались репетиции. Для исполнения симфонии требовался усиленный состав оркестра, поэтому была проделана большая работа по розыску уцелевших музыкантов в самом Ленинграде и на ближайшей передовой.

9 августа 1942 г. в переполненном зале Ленинградской филармонии состоялось исполнение Седьмой симфонии. 80 мин., пока звучала музыка, орудия врага безмолвствовали: артиллеристы, защищавшие город, получили приказ командующего Ленинградским фронтом Л. А. Говорова — во что бы то ни стало подавлять огонь немецких орудий. Операция огневого подавления вражеских батарей называлась «Шквал». Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей, вселило уверенность и придало силы защитникам города.

Позднее запись симфонии осуществили многие выдающиеся дирижёры, как в СССР, так и за рубежом. На музыку 1-й части симфонии был поставлен балет «Ленинградская симфония», получивший широкую известность.

Седьмая («Ленинградская») симфония Д. Д. Шостаковича по праву является не только одним из важнейших художественных произведений отечественной культуры XX в., но и музыкальным символом блокады Ленинграда.

Лит.: Акопян Л. О. Дмитрий Шостакович. Опыт феноменологии творчества. СПб, 2004; Линд Е. А. «Седьмая...». СПб., 2005; Лукьянова Н. В. Дмитрий Дмитриевич Шостакович. М., 1980; Петров В. О. Творчество Шостаковича на фоне исторических реалий XX века. Астрахань, 2007; Хентова С. М. Шостакович в Петрограде-Ленинграде. Л., 1979.

См. также в Президентской библиотеке:

День воинской славы России — День снятия блокады Ленинграда // День в истории. 27 января 1944 г.;

Оборона и блокада Ленинграда // Память о Великой Победе: коллекция;

Прорыв блокады Ленинграда // День в истории. 18 января 1943 г.;

Начала свою работу водная трасса «Дороги жизни» // День в истории. 12 сентября 1941 г.