Share content in social networks:

Foundation of Odessa

2 September 1794

August 22 (September 2) 1794, on the site of the Turkish fortress Hacibey was founded the city of Odessa.

The Turkish fortress Hacibey was taken by storm by the Russian detachment led by Major General O. M. Deribas 14 (25) September 1789 during the Russian-Turkish war of 1787-1791. After the Treaty of Jassy, in 1791 Hacibey was once and for all annexed to Russia.

Soon, on the order of Catherine II, was raised the question of the construction of a port and a city on the Black Sea. Three projects were presented: Ochakov, Kinburn, Hacibey. The latter differed by a number of advantages: an excellent raid in the gulf, the favorable ground for anchorage, the possibility of year-round navigation, the lack of strong currents.

May 27 (June 7), 1794, Vice Admiral Deribas was ordered by the Empress to proceed to the founding of the city on the site of the Turkish fortress Hacibey. The order said: "We hope that you not only will realize our idea, but that knowing how much the thriving trade contributes to the people's welfare and enrichment of the state, will try to make the city you are creating not only a safe haven from storm for tradesmen, but will also provide protection and encouragement for their benefits; therefore, no doubt, as our trade flourishes there, this city will be filled with people in a short time."

The order also appointed the first architect of Odessa – François de Wollant.

August 22 (September 2) 1794, with the blessing of Metropolitan Gabriel of Ekaterinoslav and Tauride, in the presence of Deribas and de Wollant took place the solemn laying of the foundation stone.

That day, according to the first Odessa,historian A. Skalkovsky, there were laid the foundation stones of the Grand Pier, of the harbor for rowing boats, of the slipways and shipyards to repair state-owned ships, of two piers to the waterfront so that merchant ships could easily put in, of two churches in the name of St. Catherine and St. Nicholas. Also, the first furrow for the foundations of city buildings was made. Later began the construction of the quarantine, customs, Admiralty shop, hospital, catholic church, and the house to the chief.

In early 1795 Odessa became part of the Tiraspol County, Voznesensk Province. That same year the city was renamed from Haciby to Odessa in honor of a Greek colony Odissos situated near Odessa Bay.

Deribas engaged talented foreigners in building the city, began the construction of the port and created the necessary conditions for an increase in urban population. By the end of 1790, the city's population was about 4,500. Initially, Odessa was a major supplier of grain to Europe and East Asia.

When Emmanuel Duke de Richelieu was governing the city, Odessa became the main port of the Russian Empire in the Black Sea.

Lit.: Дерибас А. Старая Одесса. Исторические очерки и воспоминания. Одесса, 1913.

From the Presidential library materials:

Город Одесса. 1904 (обл. 1903);

Одесса : Ил. путеводитель. 1900. Одесса, 1900;

Орлов А. А. Исторический очерк Одессы с 1794 по 1803 год. Одесса, 1885;

Скальковский А. А. Первое тридцатилетие истории города Одессы, 1793-1823. Одесса, 1837.

Поделиться материалом в соцсетях:

Основана Одесса

2 сентября 1794

22 августа (2 сентября) 1794 г. на месте турецкой крепости Хаджибей был основан город Одесса.

Турецкая крепость Хаджибей была взята штурмом русским отрядом под руководством генерал-майора О. М. Дерибаса 14 (25) сентября 1789 г. во время русско-турецкой войны 1787-1791 гг. После Ясского мира в 1791 г. Хаджибей окончательно отошёл к России.

Вскоре по указу Екатерины II был поднят вопрос о построении порта и города на Чёрном море. Было представлено три проекта: Очаков, Кинбурн, Хаджибей. В пользу последнего послужили: отличный рейд в заливе, благоприятные грунты для якорной стоянки, возможность круглогодовой навигации, отсутствие сильных течений.

27 мая (7 июня) 1794 г. вице-адмирал Дерибас получил рескрипт императрицы, повелевавший ему приступить к основанию города на месте турецкой крепости Хаджибей. В рескрипте говорилось: «Мы надеемся, что вы не токмо приведёте в исполнение благое предположение Наше, но что, ведая колико процветающая торговля споспешествует благоденствию народному и обогащению государства, подщитеся, дабы созидаемый вами город представлял торгующим не токмо безопасное от непогод пристанище, но защиту, ободрение, покровительство и словом все зависищая от вас в делах их пособия; через что, без сомнения, как торговля наша в тех местах процветёт, так и город сей наполнится жителями в скором времени».

В рескрипте был утверждён и первый архитектор Одессы — Ф. П. Деволан.

22 августа (2 сентября) 1794 г. с благословения митрополита Екатеринославского и Таврического Гавриила в присутствии Дерибаса и Деволана состоялась торжественная закладка города.

В этот день, по словам первого историка Одессы А. Скальковского, были положены фундаменты Большого мола, малого жете (гавань для гребных судов), эллингов и верфи для починки казённых судов, двух пристаней с набережной для удобного приставанья купеческих кораблей, двух церквей во имя св. Николая и св. Екатерины и была проведена первая борозда для фундаментов городских строений. Позднее началась постройка здания карантина, таможни, адмиралтейского магазина, госпиталя, соборной церкви, магистрата и дома для главного начальника.

В начале 1795 г. Одесса, отнесённая к так называемым «приписным» городам, вошла в состав Тираспольского уезда Вознесенской губернии. В этом же году город был переименован из Хаджибея в Одессу в честь существовавшей недалеко от Одесского залива греческой колонии Одиссос.

Дерибас привлекал для строительства города талантливых иностранцев, начал строительство порта и создал необходимые условия для увеличения численности городского населения. Уже к концу 1790-х гг. в городе проживало около 4,5 тыс. С самого начала Одесса стала основным поставщиком зерна в страны Европы и Восточной Азии.

При градоначальнике герцоге Эммануиле де Ришелье Одесса превратилась в главный порт Российской империи на Чёрном море.

Лит.: Дерибас А. Старая Одесса. Исторические очерки и воспоминания. Одесса, 1913.

См. также в Президентской библиотеке:

Город Одесса. 1904 (обл. 1903);

Одесса : Ил. путеводитель. 1900. Одесса, 1900;

Орлов А. А. Исторический очерк Одессы с 1794 по 1803 год. Одесса, 1885;

Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. 47: Город Одесса. СПб., 1904;

Скальковский А. А. Первое тридцатилетие истории города Одессы, 1793-1823. Одесса, 1837.