Утверждён либеральный устав гимназий

1 декабря 1864

19 ноября (1 декабря) 1864 г. в России был утверждён «Устав гимназий и прогимназий», который ввёл принцип формального равенства в среднем образовании для людей всех сословий и вероисповеданий.

В соответствии с новым уставом прежние гимназии разделялись на классические и реальные. Классические гимназии давали гуманитарное образование, в основу которого было положено преподавание древних («классических») языков — латинского и греческого. В реальных гимназиях увеличивался объём преподавания математики и естествознания за счёт сокращения часов на гуманитарные предметы. Таким образом, реформа представляла собой компромисс между сторонниками классического образования и «живых» знаний.

Выпускники классических гимназий получали право поступать в университеты без экзаменов. Окончившим реальные гимназии доступ в университеты был затруднён, они могли продолжить образование преимущественно в высших технических учебных заведениях.

Уставом 1864 г. учреждались также прогимназии — четырёхклассные учебные заведения. Их программы соответствовали программам обучения младших классов классической гимназии, поэтому выпускники прогимназии могли поступить сразу в 5-й класс классической гимназии.

Руководство гимназией осуществлял директор, которого утверждал министр народного просвещения. Вторым лицом в администрации гимназии был инспектор — помощник директора по учебной и воспитательной части. Существенно были расширены права педагогических советов и преподавателей при выборе программ.

Новый закон внёс новые веяния в отечественную систему образования, декларировав её всесословность и отменив телесные наказания. Однако прогресс был относительным, поскольку устав 1864 г. вводил столь высокую плату за обучение, что она закрывала доступ в гимназии большинству простонародья. К тому же на практике наиболее распространённым стал тип неполноценной классической гимназии, из программ которой был изъят греческий язык, а в некоторых губерниях существовала только реальная гимназия, что исключало для местной молодёжи возможность выбора.

Гимназический устав 1864 г. оказался самым недолговечным среди выходивших в России — в 1871 г. его заменил новый документ.

Лит.: Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 г. М., 1995; Пискунов А. И. История педагогики и образования. М., 2003; Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения 1802-1902. СПб., 1902.

См. также в Президентской библиотеке: 

Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Т. 3. СПб., 1865. Стб. 1301–1350.