В Президентской библиотеке посмотрели и обсудили фильм про Югру «Жизнь Шашупи, описанная им самим»

14 декабря 2018

В Президентской библиотеке в рамках проекта «История Российской государственности в истории её регионов» состоялось очередное заседание киноклуба, посвящённое 900-летию Югры. В программе значились презентация книги Ольги Корниенко «Уходящая натура: что осталось за кадром» (2017) и показ снятого ей в 2010 году документального фильма «Жизнь Шашупи, описанная им самим». Киноклуб приурочен к 900-летию первого упоминания Югры в русских летописях; юбилейная дата установлена Институтом российской истории РАН.

Напомнив про то, что первое датированное упоминание Югры в русском летописании встречается в Повести временных лет, специалисты Президентской библиотеки подарили представителям Ханты-Мансийского землячества в Санкт-Петербурге копию страницы 85 с этой записью из Лаврентьевского списка Повести, электронная версия которого представлена в фонде Президентской библиотеки. Лидия Гончареня, председатель Ханты-Мансийского землячества в Санкт-Петербурге, в свою очередь, преподнесла Президентской библиотеке красочную копию герба Ханты-Мансийска.

Документальные работы Ольги Корниенко можно считать достойным продолжением югорских хроник прошлых времён.

Книга раскрывает историю отношений государства с малыми народами, историю отдельных людей и родов, живущих на земле Югры, особое внимание уделяется писателю, поэту, общественному деятелю Юрию Вэлла.

Фильм Корниенко «Жизнь Шашупи, описанная им самим» – это незатейливый рассказ ненецкого оленевода, в котором отражается история всех северных народов страны. Жизнь главного героя протекает неторопливо в полном соответствии с сезонными природными циклами: летом – рыбалка и строительство плотины в заболоченном месте, зимой переезды на оленьих упряжках от стоянки к стоянке, осенние съёмки обозначены в картине как глава «Дождь»…

«Мне хотелось сделать кино не про техногенное наступление человека на святая святых – природу, с которой мы повязаны тысячей нитей, а про мудрую ответную реакцию на это человека от земли, оленевода Шашупи, – сказала, предваряя показ фильма, режиссёр ленты Ольга Корниенко. – Цивилизация стоит у него на пороге. Но он спокоен, поскольку уверен, что мощные машины и механизмы будут меняться, приходить и уходить, а олени и тундра будут всегда».

Говорит Шашупи мало, а руки его постоянно в работе: то ловко набрасывают лассо на ногу оленёнку, то умело проходятся резцом по дереву, то налаживают к сезону слопцы – национальные хантыйские ловушки для добычи росомахи, песца, горностая. Камера Ксении Артеевой и режиссёра Ольги Корниенко не форсирует события в погоне за северной экзотикой, а просто исподволь наблюдает сложившийся уклад жизни и традиции. Авторский текст отсутствует, неторопливый комментарий к своим действиям даёт седой Шашупи, который и детей уже вырастил, и дом из тёса построил – а дела всё не кончаются, проблемы не отступают, скорее, обступают: не нравится Шашупи, что цивилизация отбирает у оленей пастбища ягеля. Старик поёт в кадре сначала заунывную, а потом набирающую темп «песню протеста»… Наивно? Быть может, но это его тундра и его песни о главном…

Как написал близко знающий населяющие Югру народности Доминик Самсон Норман де Шамбур, доцент отдела сибирских исследований Национального института восточных языков и культур в Париже, «Они скромно сотворили пейзажи, которые нас окружают сегодня. Они приспособились к естественным условиям, дав волю думам природы. Они опасались попирать её законы, предчувствуя, что насилие обернётся против них. Таково, на мой взгляд, предназначение коренных народов – одушевить ум Вселенной, её очевидность, её чувствительность. …Благополучное существование этих людей означает наш успех. Их смерть лишь предвестит нашу».

Неспешный, снятый скромными средствами, лишённый авторского комментария и сопровождаемый лёгкими «импрессионистскими» мазками музыки фильм, представленный в Президентской библиотеке, выводит зрителя на серьёзные размышления о цене успехов в области «продвинутых» технологий и о настоящих человеческих ценностях.