Поделиться материалом в соцсетях:

В Президентской библиотеке состоялся вебинар, посвящённый Году театра

17 января 2019

В Президентской библиотеке состоялся вебинар, посвящённый объявленному в стране Году театра. Подписанный Президентом Российской Федерации указ «О проведении в Российской Федерации Года театра», как и многие другие нормативно-правовые акты, представлен в фонде Президентской библиотеки.

Основным этапам развития театрального искусства в России посвящён целый ряд работ в фонде учреждения. Это, например, фундаментальное издание «История русскаго театра» (1914) под редакцией В. Каллаша и Н. Эфроса, в котором отмечено коренное отличие русского театра от прочих: «Ни в одной стране театр не играл такой роли, как в России. Если для „тишайшего царя“ театральныя представления были только придворной забавой, „жалостной“ или „прохладной“, то для его сына, великаго Преобразователя, они уже сделались могучим средством проведения европейскаго просвещения в некультурную русскую среду». Театр по-русски в высшем своём проявлении – это театр-школа, театр-кафедра.

В книге В. Всеволодского-Гернгросса «Краткий курс истории русского театра» (1936), которую также можно найти на портале Президентской библиотеки, рассказывается о первых «профессиональных» актёрах – скоморохах. В книге говорится о влиянии византийского, польского, немецкого, итальянского, французского театра на развитие театрального искусства в России. Автор выделяет такие этапы развития театра, как театр семейно-племенной общины, театр эпохи феодализма, буржуазный театр, придворно-аристократический и дворянский.

Раннему периоду в истории русского театра посвящена работа историка русской литературы и театра, доктора русской словесности А. Архангельского «Театр до-Петровской Руси» (1884). Автор рассказывает о возникновении в 1672 году придворного театра царя Алексея Михайловича, театральном репертуаре, который ограничивался в основном духовными южнорусскими драмами и англо-немецкими комедиями, а также о подготовке актёров и устройстве сцены.

Этот же период оказался в центре внимания историка русской литературы и театроведа П. Морозова, оставившего исследовательский труд «История русскаго театра до половины XVIII столетия» (1889). В своей работе автор анализирует рассказы русских путешественников периода Средневековья о западноевропейском театре, церковных действах в Византии, о школьной драме в Европе, возникновении московского придворного театра при царе Алексее Михайловиче. Специальные главы посвящены театру и духовной драме при Петре I и южнорусской школьной драме первой половины XVIII века.

Были также представлены книги «Боярин Артамон Сергеевич Матвеев и его время (1625–1682 гг.)», «Царевна Наталья Алексеевна и театр её времени», «Первый общедоступный театр в России», «Ф. Г. Волков: его жизнь в связи с историей русской театральной старины» (два последних издания можно «полистать» в электронном читальном зале Президентской библиотеки) и другие раритеты, посвящённые истории русского театра.

Среди разнообразия открыток и фотографий фонда можно увидеть Тамару Карсавину во время исполнения роли в балете «Жизель» или открытку с изображением знаменитой балерины Галины Улановой.  В комплекте открыток «Советский балет» 1970 года собраны фотографии артистов, запечатлённых во время танца: например, па-де-де из балета «Спящая красавица» в исполнении Майи Плисецкой и Николая Фадеечева.

Заведующая сектором Санкт-Петербургской театральной библиотеки Елена Федяхина в свою очередь раскрыла тему создания и становления  книгохранилища, изначально называвшегося «Библиотека русской драмы». В уникальном собрании библиотеки представлены пьесы на русском, французском и немецком языках, ставшие репертуарной основой русского театра в период его зарождения, эскизы костюмов и декораций Головина, Бакста, Коровина и современных художников, таких как Кочергин, Янович...

В вебинаре приняли участие слушатели из Тюменской, Саратовской, Московской областей, из Хакасии, Алтайского края и других регионов.