Истории найденных кладов – в новой коллекции Президентской библиотеки

20 февраля 2019

К 160-летию со дня создания Императорской Археологической комиссии Президентская библиотека подготовила коллекцию, в которую вошли издания, а также архивные документы, рассказывающие о её становлении и развитии.

Первое в Российской империи археологическое учреждение было учреждено Александром II в феврале 1859 года по представлению графа Сергея Строганова и относилось к ведомству Министерства Императорского двора. Заседания комиссии проходили в Зимнем дворце. Комиссия не только следила за частными поисками предметов древности, но и имела право производить необходимые, по её мнению, археологические изыскания.

Императорская Археологическая комиссия просуществовала до 1919 года и всё это время была единственным государственным органом в России, выполнявшим миссию исследования, собирания и охраны памятников старины. Создание комиссии стало частью «великих либеральных реформ», проводившихся в России в середине-конце XIX века и отражало осознание российским обществом национальных древностей как предмета особой гордости, требующего сохранения, изучения и бережного к себе отношения. Сложившаяся в процессе деятельности Комиссии практика легла в основу современной регламентации археологических исследований и системы охраны памятников России. Сегодня прямым наследником Императорской Археологической комиссии является Институт истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН).

До 1882 года Императорскую Археологическую комиссию возглавлял С. Г. Строганов, затем председателем был назначен А. А. Васильчиков, а спустя четыре года – А. А. Бобринский. Именно при нём комиссия стала единственным учреждением, выдававшим разрешения на раскопки на государственных, городских и крестьянских землях (то есть повсюду, кроме помещичьих земель).

Очень любопытно оцифрованное Президентской библиотекой и доступное на её портале издание «Выставка древностей, представляемых Императорской Археологической комиссией на воззрение государя императора. 1894 г.». Несмотря на «необыкновенно дождливое лето», которое «чувствительным образом сказалось на общем количестве произведённых в этом году археологических раскопок в различных местностях Империи», как сказано в предисловии к изданию, написанном Александром Андреевичем Спицыным,  археологом, крупнейшим специалистом по средневековым русским надписям, выставка впечатляет даже одним перечислением экспонатов. Наиболее значительные коллекции, по словам Спицына, «принадлежат Армении, Рязанской, Петербургской, Пермской, Нижегородской и Енисейской губерниям, а украшением выставки являются вещи из Керченских катакомб, шиферная икона из Херсонеса, клад золотых греческих монет из г. Рени и Керченский мраморный лев. Заслуживают также внимания: коллекция древностей Камской чуди, коллекция Минусинских древностей, бронзовый котёл из г. Вернаго, литейныя формочки из Киева, коллекция армянских вещей из Бердянска, вещи бронзоваго века из Симбирской и Ставропольской губ, весьма интересная коллекция поливных блюд из Херсонеса и пр.». Всего на выставке находились предметы древности из более чем 40 губерний и областей империи.

Экспонаты, найденные «близ с. Осьмина, Гдовскаго у. Петербургской губернии особенно любопытны: височные кольца, лунницы и бусы, между которыми выделяются экземпляры, по типу и материалу сходные с бусами из египетской пасты». Им же в одном из курганов была найдена германская монета конца X или начала XI века. Важную часть коллекции вещей того же исторического периода, собранных в Пермской губернии, составляли «литые чудские „образки“… (одна, две или три человеческие фигуры, опирающися на ящера и окруженныя с боков фантастическими существами, имеющими длинныя драконовидныя головы)».

Была представлена и коллекция случайных находок, приобретенных в 1894 году членом Археологической комиссии А. А. Спицыным в Чердынском уезде Пермской губернии. В ней – тоже чудские изображения и фигуры, например птица с распростёртыми крыльями и очертанием человеческой головы на груди.

На портале Президентской библиотеки размещена оцифрованная книга заслуженного профессора Императорского Санкт-Петербургского университета Н. П. Кондакова «Русские клады: изследование древностей великокняжескаго периода» (1896 год), изданная «на ВЫСОЧАЙШЕ дарованные средства» и посвящённая «незабвенной памяти Государя Императора АлександраIII, Державнаго Покровителя русского искусства и науки родной старины». В ней подробно рассказывается о кладах русских древностей домонгольского периода и их значении для русской археологии: «…в последнее время намечается уже коренной поворот в приёмах изследования варварских древностей: признано, что переселение народов было переносом с одного конца Европы на другой своеобразной культуры, потому наступило время и для исторического, сравнительного изучения варварских древностей, начиная с источников в искусстве восточном и греко-римском, идя затем по пути самых народов через южную Россию и по течению Дуная до краёв Европы и кончая изучением всех встреченных на этом пути влияний… Взамен прежней разобщенности мы получаем связь исторических явлений, открываем в вещах не одни лишь нумера дневников, но оживляемых историческою идеею свидетелей народной жизни общения племён… <…> …этот анализ стиля и формы не составляет ещё археологии искусства, но он ставит „древности“ на свои ноги, делает предмет наукою…»

Н. П. Кондаков был уверен, что «Русь домонгольскаго периода была в народной жизни богаче, развитее, выше ближайшаго последующего периода, потому что эта жизнь разливалась шире, во все стороны, и была разнообразна, благодаря небывалому в истории иных народов соединению разнообразных племён в одной стране, как бы под одним гостеприимным кровом. В этом соединении, взаимном ознакомлении, а затем и слиянии была неизсякамый источник и верный залог всякого преуспеяния, жизненных сил и дарований нации. Взаимное ознакомление славянских племён, быстро разселявшихся по рекам, с финскими и туранскими племенами севера и востока, кочевыми ордами юга, греко-византийскими колониями, государствами Кавказа, составляет важнейший  факт, нами познаваемый в русских курганных древностях IX–XI столетий…»

Учёный указывает, что с «Востока (из Персии и Средней Азии, также Сибири) пошли наши витыя гривны, которых обильные находки принадлежат Вятской области и Полоцкой, и равно первая форма их орнаментации, какую встречаем в Гнездовском могильнике, оказываются арабскою, а также находит себе подобную в Венгрии. Известная орнаментация наглавников в цепях конскою головою с заложенными ушами принадлежит Средней Азии, а змеиная голова браслетов – греческому антику. Так называемые височныя кольца доселе существуют в Индии, а свой прототип имеют в больших кольцах с ромбоидальным расширением и подвешенною филигранною бусою в Кестели в Венгрии. Всякаго рода поясные украшения, подвески к поясам, погремушки и колокольцы испокон принадлежали именно кочевникам, составляя особенность их одежды, приспособленных к жизни на лошади, а потому, вместе с их кафтанами, разукрашенными поясами и портупеями, перешли к конским дружинам многочисленных варварских племен».

Все эти разнообразные экспонаты, включая височные подвески и браслеты, украшенные змеиной головой, глиняную посуду, бронзовые мечи с ажурной рукоятью, гладкие шейные гривны и браслеты, поясные пряжки и множество других археологических находок были, несмотря на «дождливое лето» 1894 года, представлены «на воззрение государя императора».

Отдельно под стеклянным колпаком была помещена «превосходная шиферная резная икона с изображением св. Георгия и Дмитрия весьма тонкой работы, найденная в Херсонесе». Икона оказалась разбитой, и некоторые её части можно было найти, лишь тщательно просеивая землю.

А на лестнице в помещении Императорского Эрмитажа гостей встречал большой мраморный лев, найденный в Керчи в усадьбе г. Волошкевича и приобретённый Археологической комиссией за 1 000 рублей. Лев был отыскан одним из «местных «счастливчиков» при помощи бурава и оказался спущенным довольно глубоко в яму, причем был старательно прикрыт сверх и с боков большими плитами». Изваяние, по словам А. А. Спицына, было «замечательно по своей превосходной сохранности, по отличной технике и как свидетельство долго сохраняемых прекрасных древних традиций».