М. П. Мусоргский: «Искусство есть средство для беседы с людьми, а не цель!»

21 марта 2020

Потомок старинного княжеского рода, восходившего к Рюриковичам, и внук крепостной Модест Петрович Мусоргский родился 21 марта 1839 года в родовом поместье в селе Карево Псковской губернии.

Музыкой он начал заниматься в раннем детстве под руководством сначала матери, а затем профессиональной пианистки, и так успешно, что в 7 лет уже играл несложные вещи Ференца Листа и выступал в домашних концертах. О профессиональных занятиях мальчика музыкой никто в семье не думал, и в 10 лет его вместе со старшим братом Филаретом отвезли в Петербург. После трёх лет подготовки он был зачислен в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В Петербурге он продолжал серьёзно заниматься музыкой у известного педагога, пианиста Антона Герке. Свободное от военной муштры время он посвящал самообразованию – изучал языки, литературу, искусство, историю, философию.

Именно в это время было создано и опубликовано его первое музыкальное сочинение – пьеса для фортепиано «Porte-enseigne polka». Работу он посвятил своим одноклассникам по юнкерской школе.

В 1856 году Мусоргский поступил на службу в гвардейский Преображенский полк. Перед ним открывалась блестящая военная карьера, но душа его к службе не лежала – он организовал музыкальный кружок, посещал театры, оперу и обсуждал с друзьями теорию музыки. Знакомство с музыкантами Александром Бородиным, Александром Даргомыжским, Цезарем Кюи и Милием Балакиревым оказало на него решающее влияние. «В такой среде, Мусоргский, как он много раз разсказывал впоследствии, с этих пор только начал жить настоящею музыкальною жизнью», – писал его современник, художественный критик Владимир Стасов в биографическом очерке «Модест Петрович Мусоргский» в журнале «Русский вестник», размещённом на портале Президентской библиотеки. И в 1858 году молодой офицер подал в отставку.

Началась его чрезвычайно интенсивная композиторская деятельность. Напряжённая работа, поиски, метания, нервные срывы. Дух его музыкального творчества – импровизации и эксперименты, не всегда законченные и удавшиеся, но всегда открывавшие дорогу чему-то новому. Первое время Мусоргского влекли большие формы и «…сюжеты не русские, обще-европейские, нередко исторические и классические…», по замечанию того же Владимира Стасова. Он обратился к античной мифологии («Эдип») и к восточной истории, художественно воплощённой Гюставом Флобером («Саламбо»), погружаясь в хитросплетение народных и личных судеб, но обе оперы остались незаконченными. Композитор осознал, что его стихия – Русь.

Появились песни на стихи Николая Некрасова, текст Александра Островского, на собственные слова – о простых, обездоленных русских людях, – рождавшиеся порой из впечатливших композитора бытовых сценок и образов. Как отмечено в очерке «М. П. Мусоргский», который можно прочесть на портале Президентской библиотеки, композитор «…в своей автобиографии, высказывая основную мысль своей творческой жизни, говорит: „Искусство есть средство для беседы с людьми, а не цель!“».

В начале 60-х годов финансовое положение семьи Мусоргского пришло в упадок, что вынудило его поступить на службу в Инженерное управление и до конца жизни совмещать творчество с рутинной работой чиновником в различных учреждениях.

В 1867 году Мусоргский решился написать оперу на текст «Женитьбы» Николая Гоголя. Эксперимент оказался неудачным – композитор понял невозможность создания оперы на одном речитативе, без арий и хоров.

Не только первым законченным крупным произведением Мусоргского, но и вершиной его оперного творчества стал «Борис Годунов». В основу либретто легли одноимённая трагедия Александра Пушкина и «История государства Российского» Николая Карамзина. История выхода оперы на сцену была непростой. В 1870 году Мариинский театр отверг первую редакцию «Бориса Годунова» – нетрадиционна, отсутствует большая женская роль. Впрочем, отказ пошёл опере на пользу: в появившемся через два года следующем варианте были добавлены роль Марины Мнишек, сцена под Кромами, польские сцены. «24-го января 1874 года опера была поставлена на сцене в первый раз. Она представляет совершеннейшую жемчужину русскаго национального творчества», – говорится в упомянутом биографическом очерке «М. П. Мусоргский».

Следующие годы жизни композитора были отмечены как творческими успехами, радостями и удачами, так и чередой проблем и несчастий в личной жизни и в быту. Причём его творчество и жизнь были неразделимы и тесно переплетались. Знаменитый фортепианный цикл «Картинки с выставки» был создан под впечатлением от посмертной выставки его только что скончавшегося друга, художника Виктора Гартмана.

Работу над новой оперой «Хованщина», снова на русский исторический сюжет, композитор прервал ради комической оперы «Сорочинская ярмарка» по повести Гоголя. Но мрачная и беспросветная жизненная ситуация не оставляла места радости.

Крайняя материальная нужда заставила Мусоргского отправиться в гастрольную поездку по югу России. Восторженные отзывы прессы и роскошная южная природа вдохновили и окрылили композитора, вызвав творческий подъём, была продолжена работа над «Хованщиной» и «Сорочинской ярмаркой», появились новые замыслы.

Конец жизни Мусоргского был трагичен. После увольнения со службы только благодаря денежной помощи друзей он смог работать над «Хованщиной» (доработал оперу Николай Римский-Корсаков) и  «Сорочинской ярмаркой» (завершил Цезарь Кюи). Здоровье композитора было в последние годы подорвано бедами и лишениями. С ним случился приступ, и друзья под чужим именем поместили его в Николаевский военный госпиталь. Буквально за несколько дней до смерти композитора Илья Репин успел написать его единственный прижизненный портрет, репродукция которого на почтовой карточке есть на портале Президентской библиотеки.

Модест Петрович Мусоргский скончался в возрасте 42 лет и был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. В советское время при реконструкции площади перед лаврой надгробие перенесли на том же кладбище на новое место неподалёку.