Петербургский трамвай: страницы истории – по материалам Президентской библиотеки

2 сентября 2020

В сентябре отмечаются сразу две памятные даты, связанные с петербургским трамваем: 3 сентября 2020 года исполняется 140 лет со времени создания первого электрического трамвая, а 29 сентября – 113 лет с момента открытия регулярного движения электрического трамвая по улицам нашего города.

В фонде Президентской библиотеки хранится большое количество материалов, посвящённых этому виду транспорта. Часть из них вошла в электронную коллекцию «Петербургский трамвай». В неё включены планы, чертежи, архивные документы, раскрывающие все этапы истории развития трамвайного движения, техническое устройство вагонов, парков и путей, периодические издания, рассказывающие о функционировании трамвая в блокадном Ленинграде. Отдельный раздел посвящён Музею городского электрического транспорта. Благодаря представленным здесь фотографиям посетитель портала Президентской библиотеки, например, может увидеть легендарный трамвай ЛМ-33, ставший спасением для ленинградцев в годы Великой Отечественной войны, побывать внутри него, рассмотреть салон, кабину водителя и т. д.

Первый общественный транспорт появился в Санкт-Петербурге в 1830 году, это был предшественник трамвая – омнибус, запряжённая лошадьми вместительная карета. В фонде Президентской библиотеки можно найти электронную копию «Дела о дозволении отставному статскому советнику Трико завести особого рода кареты или омнибусы для перевозки пассажиров в С.-Петербург, и до Царского Села и Павловска» 1844 года, где даётся подробная характеристика транспортной новинки: «Кареты должны иметь все места одинаково устроенные, число этих мест не превышает 16. <…> Места, куда отправляется каждая карета, означатся надписью на ней. <…> При каждой карете, кроме кучера, будет находиться кондуктор. <…> Этот кондуктор впускает и выпускает седоков и получает плату за проезд. <…> В омнибусы допускаются только лица благопристойной наружности».

В 1860-х годах омнибусы сменила конно-железная городская дорога, или трамвай на конной тяге, в простонародье «конка». В начале XX века действовало около тридцати линий, проходящих по центральной части города. В книге «Статистический очерк С.-Петербурга: планы города и театров» приведён «Общий план Санкт-Петербурга, исправленный по 1894 год», на котором можно увидеть, что маршруты конки к тому времени охватывали большую часть города.

Знаменательное для развития городской сети общественного транспорта нашей страны событие произошло в Санкт-Петербурге в полдень 3 сентября (22 августа) 1880 года: инженер Фёдор Пироцкий на Песках, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка организовал показательный заезд на «вагоне, идущем по рельсам, двинутом электрической силою». Так бывший вагон конки стал первым в мире электрическим трамваем.

Однако трамвай в привычном нам виде в силу разных обстоятельств появился на улицах Петербурга только спустя почти 30 лет: осенью 1907 года первая трамвайная линия соединила 8-ю линию Васильевского острова со зданием Главного штаба. Маршрут пролегал мимо здания Синода, где сегодня располагается Президентская библиотека, национальное хранилище исторических документов.

В фонде библиотеки представлена электронная копия «Проекта переустройства Санкт-Петербургских железных дорог на электрическую тягу», которая рассказывает, как разрабатывалась будущая сеть городских железных дорог: «Направление линий должно быть выбрано таким образом, чтобы они представляли собой отдельные непрерывные линии между отдалённейшими концами города и проходили через центральные артерии городского движения так, чтобы каждый пассажир мог по возможности без пересадок проехать из одного конца города в другой с наименьшей затратой времени и денег».

Объём работ был огромнейший, переоборудование конной дороги в электрическую требовало больших средств: стоимость строительства сроком на 8 лет составила примерно 52 млн рублей. Интересную деталь можно увидеть на титульном листе «Финансового отчета по сооружению Санкт-Петербургского городского электрического трамвая за 1905–1908 гг.»: сначала стоит резолюция «Отклонить ввиду завышения норм на оплату…», а затем: «уменьшить расход в 2,01 проц., из этого отпустить наличными деньгами в счёт государства 45 459 729 руб. Утверждаю».

В читальном зале библиотеки пользователям доступны электронные копии карт трамвайных путей разных лет, благодаря которым видно, как росла и расширялась трамвайная сеть.

А росла и расширялась она стремительно. Так, перед Великой Отечественной войной ежедневно по 42 маршрутам курсировали 750–800 поездов (1 835 вагонов), перевозивших свыше трёх миллионов человек. Маршрутная сеть насчитывала более 700 км, как и задумывалось, она соединяла все районы города так, чтобы обеспечить большинству пассажиров поездки без пересадок. Такие данные приводятся в книге «Ленинградский трамвай, 1941–1945» (1995) из фонда Президентской библиотеки. Это современное исследование описывает труд и быт сотрудников Трамвайно-троллейбусного управления в годы войны и блокады, когда трамвай оказался единственным для горожан общественным средством передвижения.

Историю блокадного трамвая посетители портала Президентской библиотеки могут изучить также по материалам раздела «Трамвай в годы Великой Отечественной войны» электронной коллекции «Петербургский трамвай». В нём, в частности, представлен оцифрованный номер газеты «Ленинградская правда» от 15 апреля 1942 года с заметкой о памятном событии, которое показало, что осаждённый город живет и сдаваться не собирается – в Ленинграде возобновилось трамвайное движение: «Вагон № 2035 ведёт Адриан Федорович Титков. Он ведёт его уверенно и вместе с тем бережно. Ведь это первый выезд по маршруту. Пробный. За этим поездом наутро пойдут десятки. <…> Вагон набирает скорость, он идёт по маршруту № 9, маршруту, который знает каждый ленинградец: из Лесного – к Нарвским воротам. И, увидев снова знакомый маршрут, ленинградцы радостно приветствуют его как старого друга, возвратившегося из отлучки. <…> Сегодня движение идёт по маршрутам №№ 3, 7, 9, 10, 12. На линию выходит 116 поездов».

В Президентской библиотеке собрано большое количество интересных документальных свидетельств, касающихся важных для нашей страны исторических моментов. Сегодня в электронном фонде национального электронного хранилища насчитывается около миллиона единиц хранения.