Поделиться материалом в соцсетях:

Об истории Летнего сада рассказывают материалы Президентской библиотеки

5 апреля 2021

«Перед нами аллея Летнего сада в Петербурге петровских времён. Гостеприимный адмирал Пётр Михайлов сегодня дал пир своим „камрадам“ по службе… – читаем в книге известного исследователя Петербурга Сергея Князькова «Картины по русской истории» (1913), в которой дано описание рисунка Александра Бенуа «В Летнем саду при Петре Великом». – „Светел сердцем и лицом“ идёт он по аллее сада. День жаркий, и царь Пётр, обыкновенно не очень стеснявшийся в костюме и манерах и любивший по улицам ходить с непокрытой головой, на этот раз, в саду, снял даже и парик…»

…317 лет назад, 5 апреля 1704 года, Пётр I дал распоряжение главе Разрядного приказа Тихону Стрешневу: «Как вы моё письмо получите, изволь, не пропустя времени, всяких цветов из Измайлова не помалу, а больше тех, кои пахнут, прислать с садовником в Петербург». Именно эта дата, 5 апреля, считается днём рождения Летнего сада.

На портале Президентской библиотеки размещена электронная коллекция, включающая документы по истории Летнего сада, а также открытки, картины, комплекты фотографий и поясняющие их тексты.

Благодаря этим материалам можно узнать, что царь сам нарисовал план парка, в который сначала высаживали только однолетние цветы – «летники» (от них и пошло название сада – «Летний»). Уже в начале июня того же, 1704 года, во исполнение приказа Петра I в Санкт-Петербург потянулись из Европы подводы с цветами и саженцами для исполнения царской задумки.

«Дворцовое строительство Петра было столь же кипуче, как и вся его деятельность – вспомним целый ряд его домов и дворцов, построенных чуть ли не во всех городах, где он бывал… <…> …и Летний дворец. Последний надо считать ценнейшим, как свидетеля той интересной эпохи перелома и перерождения России, к тому же неразрывно связанного со вновь появившейся у „окна в Европу“ столицей, сразу же занявшей видное место центра крупной промышленности и торговли», – пишет художник и большой знаток Северной столицы Евгений Лансере в издании «Летний дворец Петра Первого» (1929).

Параллельно со строительством Летнего дворца на территории сада устраивались первые фонтаны и появлялись первые мраморные скульптуры. Как сообщается в книге «Картины по русской истории», одной из них – мраморной статуей Венеры – Пётр I так дорожил, что приказывал «ставить к ней для охранения часового». Была обустроена беседка, где обычно отдыхал от суеты царь, столь же любивший собрать мысли в уединённом месте, как и устраивать массовые гулянья, «когда потехе не мешали дела».

В Летнем саду традиционно отмечалось тезоименитство царя и предшествовавший этому празднеству день «преславной виктории» – победы над шведами в Полтавском сражении. Праздник начинался около пяти часов вечера; к этому времени на обширной лужайке сада, Царицыном лугу, выстраивались Преображенский и Семёновский полки, «царь угощал солдат, поднося им собственноручно в деревянных чашках вино и пиво», – пишет Князьков.

«Гулянье в Летнем саду и другие празднества происходили при точном соблюдении изданных в 1718 году правил о том, как следует устраивать ассамблеи, – отмечает автор издания «Картины по русской истории». – В этих правилах было сказано, что „ассамблея – слово французское, которое на русском языке одним словом выразить невозможно; обстоятельно сказать – вольное в котором доме собрание или съезд делается и не только для забавы, но и для дела, ибо тут можно друг друга видеть и о всякой нужде поговорить, также и слышать, что где делается... А каким образом оныя ассамблеи отправлять, определяется ниже всего пунктом, покамест в обычай не войдёт: В котором доме ассамблея имеет быть, то надлежит письмом или иным знаком объявить людям, куда вольно всякому притти, как мужскому, так и женскому. Ранее пяти или четырёх не начинается, а долее десяти пополудни не продолжается“».

Как подчёркивает Сергей Князьков в «Картинах по русской истории», праздники затевались государем не ради праздников. «Пётр Великий, – рассказывает князь Щербатов в своём сочинении „О повреждении нравов в России“, – …не токмо тщился ввести познание наук, искусств и ремёсел, военное порядочное устроение, торговлю и приличнейшия узаконения в своё государство, также старался ввести и людскость, сообщение и великолепие…»  

Великолепие Летнего сада обеспечили настойчивость царя в достижении цели и золотые руки русских и европейских мастеровых. Великолепие не ради великолепия, а во имя славы и процветания России. Торжества не ради торжеств: «Ассамблеи, общественныя собрания, маскарады, торжественные обеды, празднества в честь славных событий царствования, заведённыя Петром Великим, имели огромное воспитательное значение для того времени, создавали самую общественную жизнь, приучали людей быть и веселиться вместе».