История Дня народного единства – в материалах Президентской библиотеки

4 ноября 2021

4 ноября 2021 года в стране отмечается один из важнейших государственных праздников – День народного единства.

Более чем 400 лет назад, 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года, войска народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободили Москву от польских интервентов. С 2005 года в России 4 ноября празднуется День народного единства.

Об исторических событиях, определивших дату этого государственного праздника, рассказывают материалы коллекции Президентской библиотеки «Преодоление Смуты на Руси», видеоэкскурсия по выставке «Смутное время и его образы в отечественной науке и культуре» (2012) и видеолекция доктора исторических наук Павла Седова «Два вождя Смуты: Лжедмитрий I и князь Дмитрий Пожарский» (2018), доступные на портале библиотеки. 

Смутой историки называют период династического и национального кризиса, угрожавшего распадом Российского государства. Смутное время начинается с пресечения династии Рюриковичей, и заканчивается Смута народным избранием на царство в 1613 году представителя династии Романовых – Михаила.

В 1598 году умер Фёдор Иоаннович, последний из Рюриковичей. Борис Годунов становится первым царём, получившим трон не по наследству, а путём избрания.

В 1601–1603 годах в России бушевал голод, вызванный неурожаями. В это же время в Польше объявился якобы чудом спасшийся царевич Дмитрий. Наиболее распространена версия, что так называл себя монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. В отечественную историографию он вошёл под именем Лжедмитрия I. В 1604 году войско Лжедмитрия вступило на территорию России. В июне 1605 года в Москве началось восстание против династии Годуновых, Лжедмитрий I после убийства своих политических противников въехал в Москву – народ и часть знати признали в Лжедмитрии царя. Но его внутренняя и внешняя политика не нашли поддержки ни у бояр, ни у простого народа и, воспользовавшись ситуацией, боярин Василий Шуйский «со товарищи» организовали заговор. Самозванец был свергнут и убит.

Боярство выдвигает на престол Шуйского, но он не оправдал ожиданий знати. В 1607 году появился новый претендент на царство – Лжедмитрий II. Повсеместно вспыхивали волнения. Шуйский обратился за помощью к шведам. Шведы тогда находились в состоянии войны с поляками, которые использовали эту ситуацию для объявления войны России.

В 1610 году Василия Шуйского свергли с престола, власть перешла в руки временного правительства – семибоярщины, пригласившей на престол польского королевича Владислава IV.

На территории Российского государства возникли три основных центра власти – семибоярщина с поляками в Москве, Лжедмитрий II под Москвой в Тушине и Первое ополчение, которое впоследствии потерпело поражение.

В сентябре 1611 года центром освободительного движения становится Нижний Новгород. «В сие то ужасное время предприемлет один человек великое намерение противустать всем силам врагов России и не допустить низринуться ей в бездну погибели», – рассказывает писатель и историк Николай Ильинский в книге «Описание жизни и безсмертнаго подвига славнаго мужа нижегородскаго купца Козьмы Минина» (1799) и задается вопросом: «Кто ж был человек сей? Не подумает ли каждой, что ему должно быть какому-нибудь из первейших родов российских?.. Но совсем противное сему открывается: сей человек не кто иной, как купец нижегородский, купец незнатный и промысел свой имевший от мяснова торгу, именем Козьма Минин, а прозванием Сухорукой».

Лишённую единства, раздираемую противоречивыми замыслами и противоположными интересами временных властей Россию спасти могло только объединение всего народа, всех сословий, осознавших общность беды.

Простой торговый человек, Кузьма Минин, на городском сходе обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. От защиты своего города нижегородцы перешли к более общей задаче похода на Москву. Но им нужен был военный предводитель, потому что Козьма Минин – земский староста, посадский человек, торговец мясом, не мог руководить дворянами. Но, как писал Ильинский, «сей ничего почти не значивший, но беспредельною любовию к отечеству пламенеющий человек, имел от природы разум твёрдый и тонкий; он, непрестанно размышляя о несчастиях отечества своего, заключил, что к спасению его потребен один только человек, но такой, к которому бы народ имел доверенность, которой бы известен был по опытам, что он храбр, честен, и пользу отечества предпочитающий всему на свете. …И наконец предпочёл он перед всеми стольника князя Дмитрия Михайловича Пожарского…».

Пожарский происходил из знатного рода Стародубских князей. Во время участия в восстании против поляков в Москве в 1611 году он был тяжело ранен в голову. Его увезли в его имение в Суздальском уезде недалеко от Нижнего Новгорода. Когда обратились за помощью к Пожарскому, он принял это приглашение. Один из дьяков писал, за что его выбрали: «За разум и правду».

Во главе народного ополчения встали два мужественных представителя разных сословий, объединённые общей целью спасения отечества, и за ними пошёл весь народ – богатые и бедные, знатные и простые, крестьяне и служивые люди.

Весной следующего, 1612, года уже крепко устроенное войско выступило из Нижнего Новгорода к Москве. У стен Москвы 22–24 августа 1612 года состоялось сражение между силами соединённых ополчений (остатков разбитого Первого и Второго, которое привёл Пожарский вместе с Мининым) и гетманом Ходкевичем. Поляки отступили. Участь осаждённого гарнизона была решена. 22 октября на колокольне одной из московских церквей ударили в набат, и по этому набату казаки и служилые люди пошли на штурм и овладели стеной Китай-города. Русские люди приписали это «чудо» заступничеству иконы Казанской Божьей Матери – это была святыня земского движения.

И именно этот день – 22 октября (по старому стилю) 1612 года мы отмечаем как День народного единства 4 ноября.