Полтавская речь Петра I: правда и вымысел

8 июля 2022

8 июля (27 июня по старому стилю) 1709 года Пётр I произнёс знаменитую речь на Полтавском поле. Эта речь предваряла одно из самых важных сражений в истории Северной войны – битву со шведским войском под командованием Карла XII. Редкие материалы, свидетельствующие об этом периоде русской истории, можно найти в разделе «Полтава» коллекции «Пётр I», подготовленной Президентской библиотекой к юбилею первого русского императора.

Победа в Полтавской битве была чрезвычайно важна для молодой русской армии, стремящейся расширить и укрепить границы России. Чтобы поднять боевой дух воинства, рассеять сомнения и утвердить волю к победе, необходимо было найти выверенные, заслуживающие доверия слова, которые не оставляли бы «зазора» между личной волей и воинским долгом. Осмотрев строй, император обратился к солдатам: «Воины! Вот пришёл час, который решит судьбу Отечества. Итак, не должны бы вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру вручённое, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру. А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе для благосостояния вашего». Так звучит Полтавская речь Петра I в современной редакции. Но существует несколько вариантов этой речи, один из которых можно найти в книге историка Петра Андрианова «Пётр I и Полтава» (1909), которая размещена  на портале Президентской библиотеки.

Основным источником для исследователей считается текст речи, записанный сподвижником и единомышленником Петра I Феофаном Прокоповичем (1681–1736) и включённый им в «Историю императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии и взятия в плен остальных шведских войск при Переволочне включительно».

Однако существует скептическая точка зрения по поводу существования этой речи вообще. Так, например, российский генерал Павел Гудим-Левкович (1842–1907) полагал, что Феофаном Прокоповичем эта речь была сочинена, так как в XVIII веке ещё не было традиции отдавать приказы перед войсками, потому что солдаты считались «механической силой» и полководцы к ним не обращались.

Дошедшие до наших дней летописи и другие документальные источники говорят обратное. История хранит немало примеров, когда живое, яркое и вдохновенное русское слово, произнесенное опытным правителем или полководцем уверенным и искренним голосом, передавало внутреннюю силу каждому слушающему и внушало волю к победе. Вспомним известные речи русских полководцев. «Уже никуда нам не деться, волей или неволей надо стоять! Да не посрамим земли русской, но ляжем костьми, ибо мертвые сраму не имут!» – так обратился князь Святослав к дружине перед битвой под Аркадиополем в 970 году. А вот известное слово Александра Невского, сказанное в 1240 году в Великом Новгороде: «Братья! Не в силе Бог, а в правде! Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог».

Речь, сказанная Петром I на Полтавском поле, за три века претерпела множество «приключений». Это связано с тем, что не существует первичного письменного документа этой речи, подписанного рукой самого Петра I. Исследователи ничего не говорят о письменном приказе, но не оставляют сомнения в том, что устные обращения Петра I к солдатам и командному составу перед Полтавским боем действительно имели место. Таким образом, текст Феофана Прокоповича нельзя признать письменным приказом Петра I, едва ли существовавшим. Но возможно, что Феофан Прокопович передаёт главные мысли Петра I, высказанные в отдельных обращениях во время смотра войск.

Вполне вероятно, что по инициативе сподвижников императора эта речь могла быть записана ещё кем-то из очевидцев и передана в архив. Историки Иван Голиков (1735–1801) и Дмитрий Бутурлин (1790–1849) анализировавшие исторические документы, предлагали свои варианты текста Полтавской речи Петра I. Также существует предположение, что Пётр I произнес на Полтавском поле не одну речь, а несколько.

В любом случае, сам факт существования Полтавской речи свидетельствует о том, что в эпоху Петра I русское слово стало инструментом красноречия и риторики. Если в допетровское время старославянский язык был языком церкви и культуры, а русский язык использовался для повседневного общения, то при Петре I русский язык выходит за пределы обыденности. Публичные выступления стали использоваться для прославления, воспевания и побуждения к победе русского войска. Если внимательно изучить речи Петра I, сказанные в разное время и в разных обстоятельствах, то можно обнаружить общий для его выступлений смысл – идею государственного блага России. Вне зависимости от того, действительно ли именно эту речь произнес Пётр I перед началом сражения под Полтавой, или это «интерпретация» его современников – важно то значение, которое приобрела эта речь для русской истории.

Петр Андрианов пишет: «Насколько сильно горели желанием русские войска постоять за царя и родину в день Полтавского боя, свидетельствует то, что оставленные в резерве солдаты молили царя со слезами не лишать их чести принять участие в бою: „Мы, надёжа-государь, ни в чем не провинились перед тобой, мы несли ровные с другими труды и тяготы и ожидали с нетерпением сего дня. За что же отлучаемся от них?“ Царь успокоил их: „Дети, вы ни в чём, конечно, не проступились; но надобно вам охранять ретраншемент (дополнительное военное укрепление. – Прим. ред.) и молить Бога о победе; вы равную с сражающимися получите милость мою и награду“».

К слову сказать, среди наград, пожалованных царём участникам Полтавской битвы, были «великие деревни», «знатные суммы денег», «достоинства канцлерские», а также «монаршьи портреты, осыпанные дорогими бриллиантами». Подробнее об этом можно прочесть в книге Ивана Голикова, которая находится на портале Президентской библиотеки.

После победы над шведами в 1709 году для нашей родины начался новый исторический период существования. Произнесённая перед битвой Полтавская речь является значительным событием не только в политической истории России.

Полтавская речь Петра I – важнейший этап в истории российского красноречия. Это пример использования того словесного дара, в котором правильное, точное слово соединяет в себе и силу, и правду, является одновременно и сокрушительным мечом, и сохранным щитом. По сути, Полтавская речь Петра I – воззвание к последующим поколениям, увещевание о том, что в трудный для страны час сохранение своего рода, веры и Отечества – это есть сбережение «блаженства» России.