О знаменитом скульпторе Михаиле Аникушине рассказывают материалы Президентской библиотеки

19 сентября 2022

19 сентября 2022 года исполняется 105 лет со дня рождения советского российского скульптора Михаила Аникушина (1917–1997), мастера, чьё творчество внесло большой вклад в формирование современного облика нашего города. Для многих петербуржцев и гостей города его работы стали уже неотъемлемой частью Ленинграда – Петербурга. У Пушкина на Площади Искусств назначаются встречи, у Монумента героическим защитникам Ленинграда на площади Победы начинаются экскурсии и проводятся концерты…

Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Ленинской премии, председатель Правления Ленинградского отделения Союза художников РСФСР Аникушин жил и работал в Ленинграде – Санкт-Петербурге. На портале Президентской библиотеки собран уникальный архив – коллекция материалов «М. К. Аникушин (1917–1997)» – в том числе рукописная творческая автобиография, фотографии из семейного архива скульптора с близкими друзьями и коллегами «по творческому цеху» Георгием Свиридовым, Георгием Товстоноговым и многими другими.

В фонде Президентской библиотеки хранятся воспоминания товарищей скульптора. Советский и российский искусствовед Анатолий Дмитренко говорит об Аникушине: «Что касается больших и заслуженных титулов мастера, он к этому относился абсолютно спокойно. Его никогда не снедало тщеславие, он был естественен, прост с людьми и доброжелателен. Такая атмосфера царила в его доме в большой мастерской, в общении с учениками, во всеми, кто попадал в орбиту яркого, увлекающего темпераментного дарования Аникушина».

Михаил Аникушин родился в семье рабочего мастера паркетных дел Константина Филиповича, всю свою жизнь проработавшего на стройках Москвы. В автобиографии он рассказывает, что в детстве занимался в студии лепки и участвовал во всех детских выставках, а окончив школу, отправился «учиться скульптуре» в Ленинград.

В 1937 году Михаил Константинович Аникушин стал студентом первого курса Института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина Ленинградской академии художеств. Но учебный процесс в академии прервала война… С первых её дней художник ушёл в ополчение, а с ноября 1941 г. поступил в ряды Красной армии. Был награждён медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией». После войны вернулся к учёбе и с отличием в 1947 году закончил академию. Уже тогда стало ясно: выпускается талантливейший мастер своего дела. Возможно, помогло и пережитое на войне: за выпускную работу «Воин-победитель» Аникушин получил диплом с отличием.

Здесь начинал складываться особый авторский почерк Аникушина – в каждом своём творении воплощать личность или целую эпоху. К теме войны скульптор не мог не вернуться. Как вспоминает Анатолий Дмитренко, они встретились с Михаилом Константиновичем после открытия Монумента героическим защитникам Ленинграда 10 мая 1975 года. «Был солнечный день, тысячи людей, море цветов, неиссякаемый человеческий поток… На глазах у Михаила Константиновича появлялись слёзы, он понимал, что созданный им монумент, героический и трагический, уже уходил в историю, становился частью народной памяти. А ещё раньше было совершенно незабываемое зрелище, когда по Московскому проспекту везли фигуры памятника к месту его установки. Это было тоже шествие памяти, её незабываемых шагов».

Другая не менее известная и любимая работа Аникушина – памятник Александру Сергеевичу Пушкину на площади Искусств перед зданием Русского музея. Некоторым кажется, что памятник поставлен намного раньше, ещё при царе – настолько точно в нём передана «Пушкинская эпоха». Да, сложно поверить, но создал памятник наш современник Михаил Аникушин. Только что выпустившийся из Ленинградской академии художеств, он подал заявку на Всесоюзный конкурс создания памятника Пушкину, и победил именно его проект, хотя в конкурсе принимали участие многие именитые и опытные скульпторы.

Памятник этот прославил молодого скульптора, за него в 1958 году он был удостоен Ленинской премии.

На протяжении своего творческого пути Михаил Аникушин создал несколько памятников Пушкину, которые теперь находятся на территории бывшего Советского Союза и за рубежом (списки скульптур и городов представлены в коллекции на портале Президентской библиотеки). Здесь же опубликованы и фотографии памятников А. С. Пушкину, их промежуточных вариантов и нереализованных проектов, которые показывают изменение облика поэта в творческом сознании М. К. Аникушина.

«Всего мною было создано свыше десяти скульптурных изображений поэта. Их можно увидеть в Московском государственном университете, на станциях Санкт-Петербургского метрополитена – «Пушкинская» и «Чёрная речка», в столичном музее поэта, в Пятигорске и Калининграде, и даже совсем далеко – в Гаване и Дели. Пушкину я, можно сказать, посвятил всю свою жизнь», – писал скульптор.

Именно Аникушин создал и такие известные монументы, как памятник Чехову (в Москве), Кутузову (в Калининграде), балерине Улановой (в Московском парке Победы в Санкт-Петербурге), скульптурный портрет Свиридова и многие другие. «Аникушину не случайно удавались образы великих людей – и Пушкина, и Бехтерева, и Свиридова, – писал его друг искусствовед Анатолий Дмитренко. – Потому что он обладал даром сокровенного проникновения, без которого невозможно постичь суть и дар великого человека».