Президентская библиотека к 110-летию поэта Константина Симонова

20 ноября 2025

28 ноября 2025 года исполняется 110 лет со дня рождения Константина Симонова – поэта-фронтовика, запечатлевшего войну в газетных репортажах, стихах и суровой военной прозе.

«Под Кёнигсбергом на рассвете / Мы будем ранены вдвоем, / Отбудем месяц в лазарете, / И выживем, и в бой пойдем. / Святая ярость наступленья, / Боёв жестокая страда / Завяжут наше поколенье / В железный узел, навсегда», – Это строки из стихотворения Константина Симонова «Однополчане». Но написаны они были не весной 1945 года, когда наши войска брали бывшую столицу Восточной Пруссии, а за три года до начала Великой Отечественной войны – в 1938-м. Cпустя годы, Симонов писал: «В конце концов, именно так оно и вышло. Но в июне сорок первого дистанция до этого упомянутого в стихах Кёнигсберга пока что с каждым днём всё увеличивалась. Реальность, отражённая в моем военном дневнике, была куда суровей моих предвоенных поэтических прогнозов».

Уже 24 июня 1941 года, на третий день после начала Великой Отечественной войны, Симонов был прикомандирован к газете 3-й армии «Боевое знамя». Затем был назначен военным корреспондентом в редакцию газеты Западного фронта «Красноармейская правда», одновременно как внештатный корреспондент высылал материалы в «Известия», потом до конца войны работал военкором газеты «Красная звезда», где публиковались его стихи, очерки, статьи, написанные на всех фронтах, на которых ему довелось воевать.

А довелось воевать много где – он бывал на Западном и Южном, Центральном и Северо-Кавказском фронтах, на Черноморском и Северном флоте, на мурманском направлении Карельского фронта, на Ленинградском фронте... Он участвовал в боевом походе подводной лодки, в рейде советских разведчиков в тыл противника за Полярным кругом, попадал под бомбежку в отбитой десантом моряков Феодосии, находился на передовой во время Курской битвы и битвы за Днепр, участвовал в операциях по освобождению Болгарии, Польши, Чехословакии и Югославии, а в 1945 году стал свидетелем последних боев за Берлин. Сам Симонов в «Песенке военных корреспондентов» (она же – «Корреспондентская застольная») скажет: «От Москвы до Бреста / Нет такого места, / Где бы не скитались мы в пыли. / С „лейкой“ и с блокнотом, / А то и с пулеметом / Сквозь огонь и стужу мы прошли».

Поэт Николай Тихонов в сборнике публицистических произведений «Писатель и эпоха» писал о Симонове: «Он сам идёт в разведку, участвует в атаке, он на наблюдательном пункте, он на волжской переправе, под обстрелом, и всюду он искренен и прост. Никакого самолюбования, ни тени фальши, никаких трескучих, громких фраз. <…> Есть у Симонова стихи, которые солдаты и офицеры носят у себя на груди».

Таким стихотворением стало «Жди меня», написанное в августе 1941-го и опубликованное в «Правде» 14 января 1942 года. Оцифрованный экземпляр этого номера представлен на портале Президентской библиотеки и доступен из любой точки мира. Изначально глубоко личное, это стихотворение-заклинание, стихотворение-молитва стало всеобщим: его учили наизусть, переписывали от руки и посылали с фронта домой, а из тыла – на фронт. Оно стало своего рода оберегом, мостом между жизнью и смертью, который поддерживала вера в лучшее, вера в скорое окончание войны, вера в возвращение домой, где верят, любят и ждут: «Жди меня, и я вернусь. / Только очень жди, / Жди, когда наводят грусть / Желтые дожди, / Жди, когда снега метут, / Жди, когда жара, /Жди, когда других не ждут, / Позабыв вчера…»

В стихах военных лет Константин Симонов обращается не к абстрактному обобщённому читателю, а к другу: «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» В стихотворении «Родина» он в решительный момент боя вспоминает родину – «…такую, какой её ты в детстве увидал»: «…Клочок земли, припавший к трём берёзам/, Далёкую дорогу за леском…» В «Атаке» проживает вместе с бойцами, идущими под пули врага, «те последних тридцать метров, где жизнь со смертью наравне». Он пишет о горечи отступления и призывает товарища поклясться, что «больше ни шагу назад» в «Безыменном поле». В его стихах – и отповедь женщине, предавшей любимого, и вера в бессмертие фронтовой дружбы: «Неправда, друг не умирает / Лишь рядом быть перестаёт».

Весной 1942 года Симонов пишет пьесу «Русские люди». 18 октября того же года, в Ленинграде в самое суровое время блокады спектаклем по этой пьесе открылся новый театр — «Городской», который ленинградцы называли Блокадным. Труппу нового театра (сейчас это Театр имени В. Ф. Комиссаржевской) составили артисты Радиокомитета и Театра драмы им. Пушкина, позже к ним присоединились актеры Нового ТЮЗа и агитвзвода Дома Красной Армии. Спустя полгода, 11 апреля 1943 года, в Ленинградском городском театре был показан еще один спектакль по пьесе Константина Симонова «Жди меня», написанной на основе его стихотворения с одноимённым названием. А через неделю, 18 апреля 1943 года в газете «Красная звезда» вышло стихотворение Симонова «Ленинград»: «Плывут над заливом балтийские тучи, / И плещутся волны в холодный гранит. / В морских непогодах, в метелях летучих / Он гордый покой свой в столетьях хранит. / Гордо воздвигнут рукой непреклонной, / Бессмертною храбростью русских солдат. / Пробитые пулями в битвах знамена / Нигде, никогда не склонял Ленинград».

О войне Симонов писал и как прозаик, в очерках отражён его собственный боевой опыт, то, что он видел своими глазами. «В эти дни все потеряли ощущение разницы между днём и ночью, чему способствует и то, что в июне здесь ночь мало чем отличается от дня, и, главным образом, то, что все эти трое суток идет беспрерывный бой. Хорошо, если в полках за всё это время люди спали больше двух часов. За эти три дня и три ночи… почти пятидесятикилометровый путь с прорывом второй линии у Мятсикюля и линии Маннергейма у Мурило слился в один сплошной, не прекращающийся бой», – писал Симонов о сражениях на Карельском перешейке во время Выборгской наступательной операции, проводившейся в июне 1944 года войсками Ленинградского фронта. Посвящённый этим событиям очерк включен в сборник «От Чёрного до Баренцева моря», изданный в 1945 году.

Четыре года войны определили все сорок лет литературной деятельности Симонова. Лучше всех об этом сказал он сам в том, ещё довоенном, стихотворении «Однополчане». «В железный узел, навсегда» оказались завязаны Великой Отечественной войной жизнь и творчество Константина Симонова, его талант и любовь к Родине.