Петербургскими маршрутами Карла Росси
29 декабря (18 декабря по старому стилю) 2025 года отмечается 250 лет со дня рождения выдающего зодчего Карла Ивановича Росси (1775–1849). Приехав ребёнком в Петербург из Неаполя, он – южанин сумел почувствовать и полюбить всю прелесть северного пейзажа, а в конце своего жизненного пути принял российское подданство.
На портале Президентской библиотеки в коллекции «Россия в лицах» один из разделов «Росси Карл Иванович (1775–1849)» посвящён выдающемуся русскому архитектору итальянского происхождения.
«Самый умышленный город», – эти слова писателя Фёдора Михайловича Достоевского о Петербурге приводят авторы издания «Историческая панорама Санктпетербурга и его окрестностей» (1913). Умышленный, «то есть созданный, а не создавшийся», а самым «значительным из архитекторов Александровской эпохи, создававшим лучшие классические здания Петербурга», называют Карла Росси. Его творчество – это «высший расцвет петербургского классицизма». Росси нашёл формы, «идеально характеризующие этот город – богатый, громадный, но холодный, торжественный и официальный».
Славу зодчему принесли архитектурные ансамбли, созданные для размещения высших государственных учреждений: Главного штаба, Министерства иностранных дел, внутренних дел, финансов, и народного просвещения. Росси не только оформил исторический центр Петербурга (Дворцовую и Сенатскую площади), но и создал по единому замыслу новые крупные ансамбли Александринской площади (ныне – площадь Островского) и Театральной улицы, Михайловского и Елагина дворцов – прекраснейших архитектурных памятников эпохи. Для подъезда к великокняжескому Михайловскому дворцу от Екатерининского канала до Фонтанки архитектор проложил Инженерную улицу, создал ансамбль Михайловской площади (ныне площадь Искусств), и Михайловской улицы. По замыслу Росси Михайловский сад был полностью перепланирован в английском пейзажном стиле, здесь же, на берегу Мойки, был возведён павильон с пристанью. По завершении работ в 1825 году Александр I наградил Карла Росси орденом Святого Владимира 3-й степени с бриллиантовым перстнем.
Росси писал о своём замысле: «…Цель не в обилии украшений, а в величии форм, в благородстве пропорций, в нерушимости. Этот памятник должен стать вечным». Подробно ознакомиться с творением зодчего можно в монографии Николая Врангеля, посвящённой преобразованию бывшего дворца в Русский музей. Издание доступно в читальном зале Президентской библиотеки.
Последняя большая работа Карла Ивановича – здание Сената и Синода. 22 апреля 1828 года император Николай I учредил архитектурный конкурс «дабы зданию Сената дать характер, соответствующий огромности площади». Планы ведущих архитекторов были представлены государю императору, и 18 февраля 1829 года «его величество высочайше одобрить соизволил» проект Карла Росси. Однако архитектор ограничился лишь подготовкой проекта и сообщил, что «по слабому здоровью» и множеству других занятий не сможет занять должность главного архитектора. На эту должность был назначен Александр Штауберт, и строительство осуществлялось именно под его руководством.
На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с письмом Штауберта от 11 июля 1829 года, адресованным господину управляющему Министерством юстиции. Архитектор сообщает, что рвы под фундамент здания Сената готовы и просит разрешения «заказать медную доску для положения в фундамент с изображением на оной, что здание возобновлено при Государе Императоре, ныне благополучно царствующем».
С возведением зданий Сената и Синода завершилось формирование ансамбля центральных площадей Петербурга – одного из наивысших достижений градостроительного искусства в стиле русского ампира, венчающего эпоху развития архитектуры классицизма.
Президентская библиотека занимает левый флигель ансамбля зданий Сената и Синода. На портале учреждения представлен интернет-проект, посвящённый основным этапам создания архитектурной жемчужины города. Здесь же можно ознакомиться с уникальным документом «Дело об отчётности сумм по постройке здания Синода» (1832).
Один из главных создателей великолепного облика дворцового Петербурга скончался в 1849 году – в период эпидемии холеры, работая над перестройкой Александринского театра. В газете «Северная пчела» был опубликован скромный некролог: «6-го числа сего месяца (апрель) скончался здесь в С.-Петербурге известный архитектор, коллежский советник К. И. Росси, построивший здания в здешней столице, между прочими Михайловский и Елагин дворцы, Главный штаб, Александринский театр c флигелями по Театральной ул., и перестроивший Императорскую публичную библиотеку».
Карла Ивановича Росси похоронили на Волковском лютеранском кладбище в Петербурге, а в первой половине XX века его прах был перенесён в некрополь Александро-Невской лавры.