Александринский театр как атрибут российской государственности

7 ноября 2013

В год 400-летия дома Романовых Президентская библиотека собрала коллекцию материалов, отражающую вклад членов царской фамилии в развитие русской культуры: музыки, образования, библиотечного дела. В связи с этим нельзя не упомянуть о первом государственном театре, Александринском, судьбой которого занимались российские императоры.

Он был учреждён Сенатским указом, подписанным дочерью Петра Великого императрицей Елизаветой 30 августа 1756 года, в день святого Александра Невского. Первый публичный театр возглавил Фёдор Волков, которого называли отцом русского театра. В 1759 году театр стал придворным. Учреждение театра послужило началом государственной политики Российского государства в области театрального искусства. Российский государственный театр драмы на протяжении двух с половиной столетий служил атрибутом российской государственности. В XVIII, XIX и начале XX веков он являлся главным императорским театром, судьбой которого занимались российские императоры. 

В хранящейся в Президентской библиотеке в электронном виде книге-раритете Николая Дризена «Стопятидесятилетие императорских театров» читаем: «Для огромного большинства русской публики 30 августа 1756 г. – пустой звук. Между тем с этого дня начинается существование русского драматического театра. С этого дня государство считается с ним, как с постоянным учреждением. С этого дня прежний скоморох, фигляр легализуется в русского актёра, получает права гражданства. Давно известно, что в семье изобразительных искусств искусство сценическое наиболее совершенно…»

В 1832 году Российский государственный театр драмы получил великолепное здание в центре Невского проспекта, построенное по проекту великого архитектора Карла Росси. В фондах Президентской библиотеки хранится копия плана части Петербурга «с показанием площади у Александринского театра (1828 г.)». Уникальный комплекс зданий с величественным фасадом, пятиярусным зрительным залом, огромной сценой и дворцовыми парадными фойе вошёл в историю архитектуры. Обновлённый театр был назван Александринским – в честь супруги императора Николая Первого Александры Фёдоровны. Она была первой красавицей своего двора и воплощала «законченный тип немецкой красоты». Ей посвящал стихи Пушкин, и именно к императрице была обращена строка В. Жуковского «Гений чистой красоты», её позже повторит Александр Сергеевич в посвящённом Анне Керн стихотворении «Я помню чудное мгновенье…» Царь обожал свою супругу и делал ей подарки, в том числе духовного плана, к каковым, несомненно, принадлежал и новый театр. С тех пор имя Александринского театра неразрывно связано с мировой историей сценического искусства.

Именно здесь, в Александринском театре, состоялись премьеры практически всех произведений русской драматургической классики – от «Горя от ума» Грибоедова до пьес Островского и Чехова. Александринский театр – это учебник истории русского театрального искусства. Именно на этой сцене играли знаменитые русские актёры В. Каратыгин, М. Савина, П. Стрепетова и другие. В советские времена в театре работали великие театральные режиссёры Вс. Мейерхольд, Л. Вивьен, Г. Козинцев, Г. Товстоногов, Н. Акимов. С театром сотрудничали великие художники А. Бенуа, К. Коровин, А. Головин, Н. Альтман, выдающиеся композиторы А. Глазунов, Д. Шостакович, Р. Щедрин.

Среди великих старейших национальных театров Европы, парижского «Комеди Франсез», венского «Бургтеатра», лондонского «Дрюри Лейн», берлинского «Дойчес театра», Александринский занимает почётное место, являясь символом русского национального театра.