Загадки Янтарной комнаты и прочие исторические расследования Президентской библиотеки

14 ноября 2014

Президентская библиотека представила на портале электронные копии старинных книг, раскрывающие на малоизвестных и эксклюзивных материалах туристический потенциал региона. 

Тысячи туристов посещают ежегодно Петербург, его парадные пригороды и богатые историческим прошлым города Ленинградской области. И это не удивительно: количество исторических и культурных памятников Северной столицы и 47-го региона исчисляется тысячами. Из массы путеводителей и справочников туристы извлекают необходимую им информацию об объектах культурного наследия, однако самые пытливые из них стараются узнать больше и уже имеют опыт использования в этих целях портала и электронного читального зала Президентской библиотеки.  

В многотомнике «Историческая панорама Санкт-Петербурга и его окрестностей. Ч. 7. Царское село» 1914 года (автор данной части А. И. Успенский) развёрнуто описана подробнейшая история создания летней царской резиденции в Царском Селе: «Начало Царскосельскому дворцу положено было летом 1718 года, когда были заложены каменные палаты на два этажа. 1728 году Село Царское было отправлено в вотчину цесаревне Елизавете Петровне».

В елизаветинские времена дворец в наибольшей степени разрастается, эволюционируя от традиционной летней Сарской Мызы к державным апартаментам в европейском стиле. Приобретает черты парадной имперской резиденции, в которой не стыдно было бы принять руководителей государств мирового уровня.  

«В 1745 году устраивается картинная комната дворца, – сообщает далее автор издания. – Для неё, по приказанию государыни, живописец Грот приобрёл за 12 000 рублей 115 редких картин в Праге и Богемии, исполненных лучшими художниками». К работам по перестройке и обустройству дворца были привлечены самые талантливые художники и архитекторы того времени. «В высочайшем повелении говорится о железных воротах против дворца, чертежи к ним были сделаны архитектором Чевакинским, и что для делания решёток по обеим сторонам этих ворот иноземцу Кордони уже дан план. Однако, как ворота, так и решётки (те и другие очень красивы) сделаны были по чертежам обер-архитектора графа Растрелли». Все свои указы и распоряжения Елизавета Петровна подписывала просто – «Элисавет».

«В 1755 году в Царскосельском дворце устраивается так называемая янтарная комната». Далее перед читателем разворачивается захватывающая история Янтарной комнаты, которая с самого начала имела свои «затемнённые» места и тайны, не говоря уже о настоящем детективном сюжете, связанном с её исчезновением в годы Великой Отечественной войны, поисками по всей Европе и триумфальном возвращении на своё место в новом облике, приданном ей современными мастерами реставрации.

«Относительно этой комнаты академик Георги замечает: «Знатная комната обита вместо обоев янтарными дощечками и украшена четырьмя досками, на которых изображены пять чувств мозаическою работою. Король Прусский Фридрих Вильгельм Первый подарил императрице Анне Иоанновне сии янтарные дощечки, а императрица ему обратно 80 больших рекрутов».

Однако, как заявляет автор, это сведение, сообщённое Георги, неверно; янтарная комната, как видно по документам Главного московского архива Министерства иностранных дел, была прислана прусским королем императору Петру I 3 января 1717 года.

«Ниже находим, между прочим, особенно интересную для нас опись (на немецком языке) янтарных досок и имя французского мастера, делавшего их в Данциге. Что касается до уверения Георги относительно того, будто король прусский Фридрих Вильгельм получил в обмен за янтарные дощечки 80 больших рекрут, то хотя в Московском Главном Архиве и находится дело об отправлении Петром Великим к сему королю с камер-юнкером Толстым в июле месяце 1718 года не 80, а 55 самых великорослых солдат, – однако ж, за отсутствием в сем деле каких-либо определённых указаний остаётся догадываться, что эта посылка великанов служила выражением признательности российского монарха его союзнику за присылку янтарной комнаты».  

В части восьмой многотомника «Историческая панорама Санкт-Петербурга и его окрестностей. [Ч. 8[а]. Вокруг Петербурга» автором Г. В. Балицким даётся перечень церквей Царского Села и описывается история создания самых значимых из них. Кроме того, тут есть подробное описание «Строгановой дачи, беседки на Пулковой горе, Пеллы, Ропши». Сведения эти тем более ценны, что часть реликтовых архитектурных объектов, расположенных в некотором отдалении от Санкт-Петербурга, утрачена. Только в старинных книгах можем мы сегодня найти, например, описание и редчайшее фото Ропшинского дворца: «К таким же историческим местам относится Ропшинский дворец, построенный Петром I по завоевании Ингерманландии. Ропша была подарена известному князю Ромодановскому. В Ропшинском дворце скончался в 1762 г. Пётр III. Впоследствии Ропша перешла во владение кн. Орлова и затем в другие руки, пока, наконец, император Павел ни приобрёл его в собственность. Позже Ропша сделалась собственностью супруги Императора Николая I Александры Феодоровны».

Не менее интересны электронные копии раритетных книг и документов из контента Президентской библиотеки, связанные с летописью Павловска, Выборга, Старой Ладоги, Тихвина и других известных исторических мест.