
В Президентской библиотеке обсуждали фильмы про освоение Северного морского пути
Состоявшееся в рамках Дня Арктики заседание киноклуба Президентской библиотеки оказалось насыщенным: показ и обсуждение документального фильма «Главное управление Северного морского пути. Страницы истории», просмотр видеоэкскурсии «Ледокол „Красин“: 100 лет в истории России» и презентация по видео-конференц-связи из Архангельска книжной выставки, приуроченной к 85-летию со дня образования Главсевморпути «Северный морской путь – ледовая дорога в будущее».
Северный морской путь – кратчайший морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком; законодательством РФ определён как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике».
В фильме «Главное управление Северного морского пути. Страницы истории» отражено, насколько освоение Севера – дело многосложное, и сразу становится понятным, почему почти все прорывы и достижения на этом пути начинаются со слов «первый» и «впервые». Первая Российская гидрографическая экспедиция под руководством Бориса Вилькицкого с востока на запад на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» в 1914–1915 годах; первый Комитет Северного морского пути, созданный в апреле 1919 года постановлением Совета Министров Временного Сибирского правительства Адмирала Колчака, преобразованный в апреле 1920 года в советский «Комсеверпуть»; экспедиция под руководством О. Ю. Шмидта, которая в 1932 году на ледоколе «Сибиряков» впервые прошла Северным морским путём из Архангельска до Берингова пролива за одну навигацию.
Как отметил автор сценария фильма о Главном управлении Севморпути, кандидат исторических наук Павел Филин, по результатам этой экспедиции высшему руководству страны был подготовлен доклад о возможном использовании северного морского маршрута для развития промышленности и инфраструктуры севера СССР. Для этой цели и была создана единая организация, которая регулировала бы развитие полярной транспортной системы – Главное управление Северного морского пути. Оно, конечно, было государственным. «Сегодня в Арктике хозяйствует несколько крупных операторов, – добавил он, – и речь идёт о некой централизации их действий на новом витке освоения арктических богатств и развития транспортной составляющей».
Презентация книжной выставки, приуроченной к 85-летию со дня образования Главсевморпути, ведущим библиотекарем Интеллектуального центра научной библиотеки имени Е. И. Овсянкина Северного (Арктического) федерального университета (по видео-конференц-связи) Полиной Янковской, раскрыла содержание самых интересных фундаментальных трудов по обсуждаемому вопросу. Таких, скажем, как альманах «Транспорт и логистика в Арктике» – в издании рассмотрены основные проблемы комплексного подхода к созданию национального мультимодального транспортного коридора, ориентированного на круглогодичное функционирование, включающего Северный морской путь и тяготеющие к нему речные, автомобильные и железнодорожные коммуникации, а также аэропортовую сеть.
На заседании киноклуба Президентской библиотеки была отмечена также большая роль управления Главсевморпути в годы Великой Отечественной войны, когда Северный морской путь являлся важнейшей транспортной магистралью, по которой осуществлялась проводка боевых кораблей Тихоокеанского флота в Баренцево море, а кроме того – перевозка каменного угля, леса и других народно-хозяйственных грузов.
Завершающим аккордом киноклуба стал просмотр видеоэкскурсии «Ледокол „Красин“: 100 лет в истории России», снятой специалистами Президентской библиотеки по материалам одноименной выставки. Фильм рассказывает об освоении Арктики, ключевых эпизодах жизни ледокола – от его создания в 1916 году до настоящего времени. Долгое время «Красин» оставался самым могучим арктическим ледоколом в мире. Он прокладывал через льды путь кораблям, спасал арктические экспедиции и служил науке. Сегодня – это уникальный музей, символ истории освоения Арктики и морского наследия России. В фильме звучат мнения экспертов, показаны кадры хроники, уникальные экспонаты и документы из музея «Ледокол „Красин“».