Общество и культура: Выставка «Кустодиев советский» представлена в Астрахани

11 октября 2018

11 октября 2018 года в Доме-музее Б. М. Кустодиева в Астрахани открывается выставка «Кустодиев советский», посвящённая 140-летию со дня рождения художника.

Революцию 1917 года Борис Кустодиев встретил известным и зрелым художником. Его предреволюционные работы наглядно демонстрировали сочувственное отношение к революционным идеалам, внимательный интерес к событиям 1905 и февраля 1917 года. Его шаржи на членов правительства были хорошо известны. Как и многие представители интеллигенции, некоторое время он был увлечён ожиданием перемен в жизни страны, связанных с великим переворотом, стремясь зафиксировать их в своих произведениях.

На выставке можно увидеть этюд к самому первому художественному свидетельству революции – картине «27 февраля 1917 года»  (Введенская церковь). Её события развернулись на площади, которую мастер ежедневно видел из окна.

В экспозиции представлены 30 работ Бориса Кустодиева из собрания Астраханской картинной галереи - 29 графических и 1 живописная. Произведения выполнены в различных техниках: графитный, свинцовый, цветной карандаш, акварель, тушь, гуашь, автолитография, линогравюра, масло.

За десять лет «жизни при большевиках» художник создал значительное количество произведений, участвовал в выставках, по-новому воплотил тему народных гуляний, оформлял празднества, активно сотрудничал с театром и издательствами. Небольшая часть этих работ, представленная на выставке «Кустодиев советский», поможет посетителям осознать сложность проблемы, вставшей перед мастером: найти своё место в новом искусстве или сдаться, исчезнуть как художнику.

Центральное место в экспозиции занимает работа «Петроград в 1920 году» – яркое свидетельство заинтересованности художника. Портреты близких и знакомых людей (жены Юлии, дочери Ирины, сына Кирилла, медсестры Любови Сидоренко, доктора физики Петра Капицы) он выполняет с вниманием и любовью. Новые персонажи его работ («Матрос и милая», «Лётчик», «Электрификация деревни») органично сочетаются с традиционными образами («Девушка с грибами», «Купальщицы»). Особый интерес вызывают иллюстрации к детской книге Надежды Павлович «Паровоз-гуляка» и театральная афиша к спектаклю «Блоха».