День моряка-подводника

19 марта 1997

В российском флоте созданием подводного судна для нападения на корабли противника впервые занялся уроженец подмосковного села Покровское Ефим Никонов. В 1718 г. он подал на имя Петра I челобитную с предложением построить «потаённое судно», которое «в море в тихое время будет из снаряду разбивать корабли». В 1721 г. судно было испытано в присутствии Петра I, после чего автору предложили начать постройку «потаённого судна большого корпуса». Но со смертью Петра I работа над русской подводной лодкой прекратилась.

В 1834 г. на Александровском литейном заводе в Петербурге по проекту военного инженера Шильдера была построена подводная лодка, впервые оснащённая оптическими и вентиляционными трубами. В 1866 г. по проекту И. Ф. Александровского была построена лодка с механическим двигателем, работающем на сжатом воздухе. В 1880 г. С. К. Джевецкий разработал конструкцию первой подводной лодки с электрическим двигателем.

В 1901 г. ученый-кораблестроитель И. Г. Бубнов, в соавторстве с капитаном 1-го ранга М. Н. Беклемишевым и инженер-механиком И. С. Горюновым, разработал проект первой русской боевой подводной лодки «Дельфин», построенной в 1904 г. на Балтийском заводе в Петербурге.

Боевые лодки впервые в мировой истории были применены в ходе Русско-японской войны. К концу 1904 г. только во Владивостоке находилось 7 подводных лодок различных конструкций, регулярно выходивших на боевое дежурство и разведку в воды Тихого океана. 1 (14) января 1905 г. из них был сформирован «отдельный отряд миноносцев» под началом командира лодки «Касатка» лейтенанта А. В. Плотто.

6 (19) марта 1906 г. в официальную классификацию кораблей императорского российского флота был включён новый класс кораблей – подводные лодки, ранее относившиеся к миноносцам.

В 1912 г. Балтийский судостроительный завод заложил первую дизельную подводную лодку типа «Барс». В 1915-1916 гг. семь лодок этого типа вступили в состав Балтийского флота.

Создание подводного флота в советский период началось со строительства шести подводных лодок типа «Декабрист», включённых в первую программу военного кораблестроения 1926/27-1931/32 гг. С 1933 г. на вооружение флотов начали также поступать подводные лодки типа «Щ» («Щука»), типа «М» («Малютка»), типа «С» и типа «К» («Крейсерская»).

За период с 1930 по 1939 гг. для флота СССР было построено более 20 больших, 80 средних, 60 малых подводных лодок и 20 подводных минных заградителей. К началу Великой Отечественной войны ВМФ располагал 212 подводными лодками.

В середине 1950-х гг. в нашей стране было положено начало новому этапу в развитии ВМФ —созданию океанского ракетно-ядерного флота и, прежде всего, строительству атомных торпедных, а затем ракетных подводных лодок и морских ракетно-ядерных систем стратегического назначения. Уже к 1961 г. российский флот имел 9 атомных лодок — 4 ракетных и 5 торпедных.

В 1970-80-х гг. продолжилось строительство подводных лодок с крылатыми ракетами, атомных и дизель-электрических многоцелевых (ракетно-торпедных) подводных лодок.

После 1990 г. темпы и объёмы строительства подводных лодок резко сократились, однако и сегодня они составляют основу боевой мощи российского флота.

По приказу Главкома ВМФ адмирала Ф. Н. Громова с 1996 г. ежегодно 19 марта отмечается «День моряка-подводника».

 

Лит.: Дмитриев В. И. Советское подводное кораблестроение. М., 1990; Ковалев Э. А. Короли подплава в море червонных валетов. Хроника начального периода советского подводного плавания 1918–1941. М., СПб., 2006; Ковалев Э. А. Рыцари глубины. Хроника зари российского подплава. М., СПб., 2005; Морозов М. Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945. Летопись боевых походов. Ч. 1-2. М., 2001-2003; Черкашин Н. А. Повседневная жизнь российских подводников: В отсеках Холодной войны. М., 2000.