В Петербурге открыт первый в России государственный музей национального искусства

19 марта 1898

Мысль о создании в Петербурге музея национального русского искусства высказывалась и обсуждалась в образованной среде русского общества с середины XIX в., но осуществить эту идею удалось лишь в 1895 г. при сыне Александра III Николае II.

13 (24) апреля 1895 г. императором Николаем II был издан Именной Высочайший указ «Об учреждении особого установления под названием "Русского Музея Императора Александра III" и о представлении для сей цели приобретённого в казну Михайловского Дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом». Управление делом создания музея было возложено на великого князя Георгия Михайловича.

У истоков музея стояли учёные, искусствоведы, историки, этнографы, археологи, архитекторы: Д. И. Толстой (назначенный в 1901 г. на должность Товарища Управляющего Русским Музеем), А. Н. Бенуа, П. А. Брюллов, П. И. Нерадовский, Н. П. Сычёв, П. И. Столпянский, М. П. Боткин, А. А. Миллер, Н. Н. Пунин и многие другие.

7 (19) марта 1898 г. «Русский Музей Императора Александра III» был торжественно открыт для посетителей.

Первая экспозиция музея, представшая перед глазами посетителей, размещалась в 37 залах первого и второго этажей. Среди восторженных отзывов нашлось место и критике, в которой отмечалась некоторая бессистемность экспозиции, её перегруженность.

Собрание музея в этот период включало 445 живописных работ, 111 произведений скульптуры, 981 графический лист, а также около 5 тыс. памятников старины, составивших коллекцию христианских древностей. В основу коллекций были положены художественные произведения, поступившие из Эрмитажа, Академии Художеств и императорских дворцов: Зимнего, Александровского, Гатчины и Царского Села. Более 100 картин поступило в музей из личной коллекции Александра III, в том числе работы художников В. И. Сурикова, В. Д. Поленова, Г. И. Семирадского.

В 1902 г. при музее был открыт этнографический отдел, а в 1913 г. — историко-бытовой. В 1934 г. этнографический отдел был выделен в самостоятельный Государственный музей этнографии (ныне Российский Этнографический музей), а на основе историко-бытового отдела был создан Отдел истории русской культуры Эрмитажа.

В 1912 г. музею было «высочайше пожаловано» 28 картин русских мастеров, коллекция рисунков и около 50 памятников древнерусского искусства. Собрание музея пополнялось в 1898-1917 гг. путем приобретений и пожертвований.

Для размещения всё увеличивающихся коллекций в 1914-1916 гг. к Михайловскому дворцу был пристроен западный корпус, выполненный по проекту архитектора Л. И. Бенуа.

После 1917 г. собрание музея увеличилось за счёт национализированных художественных ценностей. В 1934 г. был создан отдел советского искусства, а в 1937 г. — отдел народного искусства.

На сегодняшний день Русский музей обладает крупнейшей в мире коллекцией русского изобразительного искусства, насчитывающей около 400 тыс. произведений всех основных направлений и школ отечественного изобразительного искусства с IX по XX вв.

В 1992 г. Указом Президента Российской Федерации (№ 558 от 05.06.92) Русский музей был отнесён к особо ценным объектам культурного наследия народов России.

 

Лит.: Алянский Ю. Л. Рассказы о Русском музее. Л., 1988; Государственный Русский музей. Из истории музея: Сб. статей и публикаций / Сост. И. Н. Карасик, Е. Н. Петрова. СПб., 1995; История создания музея [Электронный ресурс] // Русский музей. Б. д. URL: https://www.rusmuseum.ru/about/; Петров Г. Ф. Идём по Русскому музею. Л., 1982.

 

См. также в Президентской библиотеке:

Военский К. А. Русский музей императора Александра III. СПб., 1898;

Информационные технологии и общество: Виртуальный филиал Государственного Русского музея // Новости. 6 февраля 2010 г.;

Полное собрание законов Российской империи: Собр. 3-е. СПб., 1881-1913. Т. 15 (1895). № 11532. С. 189.