Заложен первый парусный фрегат Балтийского флота — «Штандарт»

4 апреля 1703

24 марта (4 апреля) 1703 г. на Олонецкой верфи на р. Свирь (район Ладожского озера) амстердамский корабельный мастер Выбе Геренс заложил первый российский парусный военный корабль Балтийского флота – фрегат «Штандарт».

Название «Штандарт» было дано в честь открытия Россией нового торгового пути через Балтийское море. Имя «Штандарт» давалось кораблям русского флота до 1917 г., последним из которых была императорская яхта. Длина фрегата составляла 25,5 м, ширина 6,8 м, средняя осадка 2,6 м. Экипаж – 120 человек. На закрытой батарейной палубе (деке) и верхней палубе фрегата были установлены 28 пушек калибром 8, 6 и 3 фунта.

Во время строительства фрегата русские войска вели упорные бои за выход к Финскому заливу. 1 (12) мая 1703 г. штурмом была взята шведская крепость Ниеншанц, расположенная неподалеку от устья Невы и открывавшая путь к Балтийскому морю. В связи с этим событием в царский штандарт были внесены изменения: двуглавый орёл теперь держал в лапах и клювах не три, а четыре карты – с очертаниями Белого, Каспийского, Азовского и Балтийского морей. В честь этого события фрегат получил имя «Штандарт».

На воду «Штандарт» сошёл 22 августа (3 сентября) 1703 г., а уже в следующем месяце был переведён в Санкт-Петербург. В то время «Штандарт», небольшой по размерам корабль, являлся сильнейшей боевой единицей Балтийского флота: только у него имелись на вооружении восьми- и шестифунтовые орудия (все предыдущие суда несли только трёхфунтовые пушки).

«Штандарт» активно участвовал в Северной войне и находился в боевом строю более двадцати лет. В 1725 г. по Адмиралтейскому указу обветшавший корабль установили на берегу у Кронверкской гавани – для сохранения как морской реликвии. Однако в 1728 г. по распоряжению Екатерины I фрегат был разобран «за гнилостию» с передачей вооружения на вновь строящиеся корабли. В дальнейшем Екатерина намеревалась восстановить «Штандарт», однако замысел так и остался не осуществлённым.

Возрождение петровского «Штандарта» состоялось только три века спустя. В 1994–1999 гг. по сохранившимся архивным материалам была воссоздана точная копия фрегата. Планировка «Штандарта» предполагала разделение корабля на две зоны: историческую и современную. Выше пушечной палубы расположились штурвал и рулевое устройство, всё декоративное убранство; все мачты, шпили, пушки, трапы и люки были сделаны с максимально возможным приближением к историческим. Эта работа стала возможной благодаря стараниям группы любителей военно-морской истории под руководством Владимира Мартуся и историка Виктора Крайнюкова.

После пяти лет трудов, 4 сентября 1999 г., «Штандарт» был торжественно спущен на воду с верфи «Петровское Адмиралтейство», а в июне 2000 г. отправился в своё первое плавание. Маршрут пролегал по пути Великого Посольства, по тем городам и странам, которые более трёхсот лет назад посетил Пётр I.

Сейчас «Штандарт» в качестве учебного парусника с молодёжным экипажем совершает дальние морские походы.

 

Лит.: История петровского фрегата «Штандарт» [Электронный ресурс] // Проект «Штандарт». 2010. URL: http://www.shtandart.ru/frigate/history/ancient/; Рождение регулярного Балтийского флота // Васильев А. М. История Отечественного судостроения. Т. 1. СПб., 1994.; Строительство русского флота // Широкорад А. Б. Северные войны России. М., 2001.; То же [Электронный ресурс].URL: http://militera.lib.ru/h/shirokorad1/4_09.html; Фрегат «Штандарт». Россия, Санкт-Петербург // Морской клуб. Ежемесячный историко-культурный морской альманах. 1999. Сентябрь. № 7 (27); Чернышёв А. А. Российский парусный флот. Справочник. М., 1997. Т. 1.

 

См. также в Президентской библиотеке:

Веселаго Ф. Ф. Список русских военных судов с 1668 по 1860 год. СПб., 1872. С. 74-75;

Веселаго Ф. Ф. Краткая история Русского флота: Вып. 1-2. СПб., 1893.