Открыт Волго-Донской судоходный канал

31 мая 1952

31 мая 1952 г. в 13 часов 55 минут состоялось открытие Волго-Донского судоходного канала — между 1-м и 2-м шлюзами слились воды Волги и Дона. С 1 июня по каналу началось движение судов. 27 июля 1952 г. Волго-Донскому каналу было присвоено имя В. И. Ленина. Тогда же по каналу прошёл первый теплоход «Иосиф Сталин», открывший навигацию. Волгоград стал портом пяти морей. Общая протяжённость канала составила 101 км, из которых 45 км проходит по водохранилищам. Глубина канала — не менее 3,5 м.

Первую попытку соединить Волгу и Дон в месте их наибольшего сближения историки относят ещё к середине XVI в. В 1569 г. турецкий султан Селим II направил 22 тыс. солдат вверх по Дону с целью прорыть канал между двумя реками. Но спустя месяц турки отступили, заявив, по словам летописцев, что «даже всем турецким народом тут и за 100 лет ничего не сделать».

В конце XVII-го столетия попытку построить судоходный канал предпринял российский самодержец Пётр I. По плану строительства канал должен был быть прорыт между притоками Волги и Дона, Камышинкой и Иловлей. Начало работ пришлось на 1697 г. В 1701 г. из-за Северной войны со Швецией строительство было свернуто. До 1917 г. было создано свыше 30-ти проектов соединения Волги с Доном. Однако ни один из них так и не воплотился в жизнь.

В 1920 г. по плану ГОЭЛРО правительство страны снова поставило вопрос о создании канала. Проект был подготовлен к середине 1930-х гг. Реализовать его помешала Великая Отечественная война. Работы возобновились только в 1943 г., сразу по окончании Сталинградской битвы.

Работами на трассе канала руководил опытный строитель и гидротехник Сергей Жук, возглавлявший строительство Беломоро-Балтийского канала и канала Москва-Волга. В феврале 1948 г., после утверждения схемы Волго-Донского комплекса на заседании Совета Министров СССР, начались земельные работы. Канал строился руками «врагов народа» — политзаключённых, осуждённых по 58-й статье действовавшего в то время Уголовного Кодекса. Строительство продолжалось всего 4,5 года, что является уникальным сроком в мировой истории гидростроительства. Основным назначением канала являлось воднотранспортное сообщение между столицей Советского государства и странами социалистического лагеря Восточной Европы.

В настоящее время имеются планы по созданию международного консорциума по строительству второй линии Волго-Донского канала, которая увеличит его пропускную способность и позволит кардинальным образом улучшить судоходное сообщение между Каспийским и Чёрным морями.

 

Лит.: Белов А. В. Волго-Донской канал. СПб., 1911; Бернштейн-Коган С. В. Волго-Дон. Историко-географический очерк, М., 1954; Волго-Донской канал [Электронный ресурс] // Фото Волгограда. 2005-2012. URL: http://www.volfoto.ru/volgograd/kanal_volgo-don/; Волго-Донской судоходный канал [Электронный ресурс] // Памятники Волгограда. 2002. URL: http://monument.volgadmin.ru/start.asp?np=4-1; Вольф М. Б. Волго-Донской судоходный канал // Большая советская энциклопедия. Т. 5. М., 1971; Коблев И. И., Кривошей В. А., Шестаков В. Я. Волго-Донский судоходный канал. Волгоград, 2008; Смирнов Н. Н. Тайны Волгодонстроя (1948-1952): исторический очерк. Волжский, 2002; Строительство канала Волго-Дон-II и водохозяйственный баланс Волги / Под ред. Ю. М. Арского и др. М., 1991.

 

См. также в Президентской библиотеке:

Материалы для описания русских рек и истории улучшения их судоходных условий. Вып. 1. СПб., 1902. Вып. 35: Водное соединение рек Волги и Дона: Исторические, экономические и технические сведения, изыскания 1910 года и проект соединительного канала в месте наибольшего сближения названных рек;

Материалы для описания русских рек и истории улучшения их судоходных условий. Вып. 1. СПб., 1902. Вып. 35. Приложение ...: Водное соединение рек Волги и Дона. Изыскания 1910 года и проект соединительного канала в месте наибольшего сближения названных рек. Продольные профиля, планы местности с нанесением канала и расположения сооружений, типы сооружений.