Share content in social networks:

Russian Navy won the battle of Chesma

7 July 1770

«Honor to the all-Russian Navy! On the night of 26 we attacked the enemy Navy of Turkey… defeated it, destroyed, burned, sank, turned to ashes, and became the lords of the entire Archipelago».

Russian squadron commander admiral G. A. Spiridov

On June 26 (July 7), 1770 during the Russo-Turkish war of 1768-1774 took place one of the most known battles of sailing fleet. The Russian squadron under the commandment of Admiral G. A. Spiridov and captain commander S. K. Kreig defeated the Turkish Navy which outnumbered it twice. It happened in Chesma bay, Chios strait of Aegean Sea near the western coast of Turkey.

In 1769 in order to draw the Turkish forces from the main theater in the south of Russia, the government decided to send from St. Petersburg to Mediterranean Sea a squadron of ships. Vice-admiral G. A. Spiridov was assigned the commander. The general direction of the expedition was in the hands of count A. G. Orlov.

In February 1770 the Russian squadron approached the coasts of Greece. The first victory of the Russian Navy was the battle near Chios Island. In spite of the enemy’s great numerical superiority, the Russian seamen managed to board and defeat the enemy flagship. After this defeat, the enemy squadron, deprived of its leader, withdrew in disorder to Chesma bay waiting for reinforcement.

By the time of the beginning of Chesma battle the Russian squadron included 9 linear ships, 3 frigates, one bombardier ship, 17 auxiliary vessels. On the whole the squadron disposed of 740 guns and 6 500 men. The Turkish fleet under the commandment of Ibrahim Khasan-pasha comprised over 16 linear ships, 6 frigates, about 50 auxiliary vessels with the total number of guns over 1 400 and 15 000 men. The fleet deployment was quite tense so that only the vessels of the front line could apply their artillery in full measure.

At nightfall of June 25 (July 6), 1870 the front line Russian ships dropped anchor at the entrance to Chesma bay and opened fire against the enemy ships. The Turks, deprived of maneuvering, could not deploy their forces.

During the battle some fire ships were sent against Turkish Navy. One of them, led by lieutenant Ilyin, coupled with 84-cannon Turkish vessel and got exploded with it. The fire spread from the burning vessel to the rest of Turkish ships. The fire lasted for 7 hours.

By the dawn of June 26 (July 7) Turkish squadron was completely destroyed. 15 linear ships, 6 frigates and a large number of minor ships had burnt down; 66-cannon ship ‘Rodos’ and 5 galleys were taken prisoners. 10 000 Turkish seamen and officers were killed. The Russians lost 11 men only.

The battle of Chesma had a great military and strategic impact. Owing to this victory the Russian Navy had seriously damaged Turkish communications in archipelago and established an efficient blockage of Dardanelles.

In the rescript addressed to Orlov, Catherine II wrote: “Our Navy under your reasonable and brave commandment delivered this significant blow to Ottoman pride. The whole world acknowledges that this victory gained you an excellent glory and honor. You and the squadron under your commandment are crowned with laurels”.

In memory of Chesma battle a medal was struck to award all the participants of the battle. Count Orlov was conferred with the Order of St. George 1st class and received an honorable addition to his family name – of Chesma; Admiral Sviridov was given the highest order of the Russian Empire, the Order of Saint Andrew the First-Called; Counter-admiral Greig received the Order of St. George 2nd class.

In honor of the victory in the town of Gatchina was raised Chesma obelisk, in Tsarskoye Selo – The Column of Chesma, in St. Petersburg the Chesma palace and Chesma church were built. The names of admiralty ships – participants of the battle – had been given to new linear ships, built in Admiralty stocks, for a long time after.

Lit.: Андреевская В. П. О подвигах русских моряков. СПб., 1911; Тарле Е. В. Чесменский бой и первая русская экспедиция в Архипелаг // Е. В. Тарле. Сочинения. Т. 10. М., 1959. С. 11-91; [Электронный ресурс]. URL: http://militera.lib.ru/h/tarle4/index.html; Чесменский бой. СПб., 1883; 26 июня 1770 г. Чесменский бой [Электронный ресурс] // История Военно-морского флота России и Советского Союза. Б. д. URL: http://www.navy.su/daybyday/june/26/index.htm.

Поделиться материалом в соцсетях:

Русским флотом одержана победа в Чесменском сражении

7 июля 1770

«Честь Всероссийскому флоту! С 25 на 26 неприятельский военный турецкий флот... атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и в пепел обратили, а сами стали быть во всем Архипелаге господствующими».

Командующий русской эскадрой адмирал Г. А. Спиридов

26 июня (7 июля) 1770 г. во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. произошло одно из самых известных сражений парусного флота. Русская эскадра под командованием адмирала Г. А. Спиридова и капитана-командора С. К. Грейга в бухте Чесма в Хиосском проливе Эгейского моря у западного побережья Турции разбила вдвое превосходивший её по численности турецкий флот.

В 1769 г., чтобы отвлечь силы турок от основного театра военных действий на юге России, правительством было решено направить из Петербурга в Средиземное море эскадру кораблей. Командующим эскадрой был назначен вице-адмирал Г. А. Спиридов. Общее руководство экспедицией принял граф А. Г. Орлов.

В феврале 1770 г. русская эскадра подошла к берегам Греции. Первой победой русского флота было сражение у острова Хиос. Несмотря на значительное численное преимущество, русскими моряками был взят на абордаж и уничтожен флагманский линкор неприятеля. После этого поражения, лишённая управления эскадра противника в беспорядке отошла в Чесменскую бухту, ожидая подкреплений.

К началу Чесменского сражения русская эскадра состояла из 9 линейных кораблей, 3 фрегатов, одного бомбардирского корабля, 17 вспомогательных судов с общим вооружением около 740 орудий и 6,5 тыс. человек. Турецкий флот, которым командовал Ибрагим Хасан-паша, насчитывал 16 линейных кораблей, 6 фрегатов, около 50 вспомогательных судов с общим числом орудий свыше 1,4 тыс. и 15 тыс. человек. Построение флота было чрезвычайно тесным, полностью могли использовать свою артиллерию только суда первой линии.

С наступлением темноты 25 июня (6 июля) 1870 г. передовые русские корабли стали на якорь при входе в Чесменскую бухту и открыли огонь по кораблям противника. Турки, лишённые манёвра, не смогли развернуть свои силы в боевой порядок.

В ходе боя на турецкий флот были направлены брандеры, один из которых, под управлением лейтенанта Ильина, сцепился с 84-пушечным турецким кораблём и взорвался вместе с ним. С горящего судна огонь распространился на остальные турецкие корабли. Пожар длился семь часов.

К рассвету 26 июня (7 июля) турецкая эскадра была полностью уничтожена. Сгорело 15 линкоров, шесть фрегатов, большое количество мелких судов; 66-пушечный корабль «Родос» и 5 галер были взяты в плен. В бою погибло около 10 тыс. турецких матросов и офицеров. Потеря русских составила — 11 человек.

Чесменское сражение имело большое военно-стратегическое значение. Благодаря этой победе русский флот серьёзно нарушил турецкие коммуникации в Архипелаге и установил эффективную блокаду Дарданелл.

В рескрипте на имя Орлова Екатерина II писала: «Блистая в свете не мнимым блеском, флот наш под разумным и смелым руководстве Вашим нанёс сей раз чувствительный удар оттоманской гордости. Весь свет отдаёт справедливость, что сия победа приобрела Вам отменную славу и честь. Лаврами покрыты Вы, лаврами покрыта и вся находящаяся при Вас эскадра».

В память о Чесменской победе была выбита медаль, которой награждались все участники сражения. Граф Орлов был награждён орденом Святого Георгия 1-й степени и получил почётное добавление к своей фамилии — Чесменский; адмирал Свиридов получил высший орден Российской империи — орден Святого Андрея Первозванного; контр-адмирал Грейг был удостоен ордена Святого Георгия 2-й степени.

В честь этой победы в Гатчине был установлен Чесменский обелиск, в Царском Селе — Чесменская колонна, в Петербурге был построен Чесменский дворец и Чесменская церковь, а имена адмиралтейских кораблей — участников битвы еще долгие годы присваивались новым линкорам, строившимся на стапелях Адмиралтейства.

Лит.: Андреевская В. П. О подвигах русских моряков. СПб., 1911; Тарле Е. В. Чесменский бой и первая русская экспедиция в Архипелаг // Е. В. Тарле. Сочинения. Т. 10. М., 1959. С. 11-91; [Электронный ресурс]. URL: http://militera.lib.ru/h/tarle4/index.html; Чесменский бой. СПб., 1883; 26 июня 1770 г. Чесменский бой [Электронный ресурс] // История Военно-морского флота России и Советского Союза. Б. д. URL: http://www.navy.su/daybyday/june/26/index.htm.