Share content in social networks:

Treaty of Berlin 1878 concluded

13 July 1878

In the report to Alexander II the head of Russian delegation, Chancellor A. M. Gorchakov wrote: "The Congress of Berlin is the blackest page in my official career». Emperor marked: "So it is in mine."

The Treaty of Berlin was signed July 1 (13), 1878 following the Congress of Berlin in 1878, convened by Britain and Austria-Hungary to revise the Treaty of San Stefano that ended the Russian-Turkish war of 1877-1878.

International Congress in Berlin took place from June 1 (13) to July 1 (13), 1878. It was attended by delegations from Russia, England, Austria-Hungary, Germany, France, Italy and Turkey. Representatives of the Balkan countries (Greece, Iran, Romania, Montenegro and Serbia) were invited to the congress but did not participate in its work. The initiators of the Congress were Austro-Hungary and England, who spoke against the strengthening of Russia's position in the Balkans and the formation of a large Slavic state - Bulgaria. Russia, under the threat of a new war, weakened by the just-ended war with Turkey and not supported by Germany, was forced to agree to the convening of the congress.

The states at the Berlin Congress were represented by: Russia - State Chancellor, Prince A. M. Gorchakov, ambassador in London, Count P. A. Shuvalov, ambassador in Berlin P. P. Ubri; Germany - State Chancellor, Prince O. Bismarck, Foreign Minister B. E. Bulow and ambassador to Paris, Prince H. Hohenlohe-Shillingsfyurst; Austria-Hungary - foreign Minister, Earl D. Andrassy, ambassador in Berlin, Earl A. Karolyi and ambassador to Rome, Baron G. Haymerle; France - Foreign Minister V. Waddington, Ambassador in Berlin, Count Saint-Vallier and head of the political department of Ministry of Foreign Affairs J. Despres; England - Prime Minister, Earl Beaconsfield, Minister of Foreign Affairs, Marquis Salisbury and ambassador in Berlin, Lord Rossel; Italy - Foreign Minister, Count Corti and ambassador in Berlin, Earl Delaunay; and Turkey - Foreign Minister Caratheodory Pasha, General Mehmed Ali Pasha and ambassador in Berlin Saadulla bay.

The treaty was signed July 1 (13). It consisted of 64 articles and significantly changed the terms of the Treaty of San Stefano.

Under the new agreement, Bulgaria was divided along the Balkan mountain range into two parts: the northern one which was declared an autonomous principality, paying tribute to Turkey; and the southern (Eastern Rumelia) – it remained under Turkish rule on the conditions of administrative autonomy. Macedonia ,which under the Treaty of San Stefano was making part of Bulgaria, was also given to Turkey.

Territories of Serbia, Montenegro and Romania, which remained independent, were reduced. Bosnia and Herzegovina found themselves in the zone of occupation by Austria-Hungary. Russia retained the mouth of the Danube, in the Caucasus - Kars and Ardahan; Batum became a free port for trade. As to Alashkertskaya valley and the city of Bajazet, Russia returned them to Turkey. The definitions of the Treaty of Paris of 1856 and the London Convention of 1871 regarding sea straits remained unchanged. England, which had concluded a secret agreement with the sultan, received Cyprus for its help to Turkey.

As a result, the acquisitions of Russian and of the Balkan states which fought for the independence, were severely curtailed, while Austria-Hungary and England, who did not participate in the war, were even given certain acquisitions. Concessions made to Turkey at the Congress were the result of European policy to curb the influence of Russia in the Balkans.

Lit.: Берлинский конгресс 1878 // Большая советская энциклопедия. М., 1970. Т. 3; Берлинский трактат [Электронный ресурс] // Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/FOREIGN/berlin.htm; Дебидур А. Дипломатическая история Европы от Венского до Берлинского конгресса (1814-1878). М., 1947. Т 2.

См. также в Президентской библиотеке:

Анучин Д. Г. Берлинский конгресс 1878 года : [Дневник, веденный на месте Д. Г. Анучиным]. СПб., 1912;

Стебницкий И. И. Русско-турецкая граница в Малой Азии по Берлинскому трактату 1878 года. [Тифлис], 1881.

Поделиться материалом в соцсетях:

Заключён Берлинский трактат 1878 г.

13 июля 1878

В докладе Александру II глава русской делегации канцлер Горчаков A. M. написал: «Берлинский конгресс есть самая чёрная страница в моей служебной карьере!». Император пометил: «И в моей тоже».

1 (13) июля 1878 г. по итогам Берлинского конгресса 1878 г., созванного по инициативе Англии и Австро-Венгрии для пересмотра условий Сан-Стефанского договора, завершившего русско-турецкую войну 1877-1878 гг., был подписан Берлинский трактат.

Международный конгресс в Берлине проходил с 1 (13) июня по 1 (13) июля 1878 г. с участием делегаций России, Англии, Австро-Венгрии, Германии, Франции, Италии и Турции. На конгресс были приглашены, но не участвовали в его работе, представители Балканских государств (Греции, Ирана, Румынии, Черногории и Сербии). Инициаторами конгресса явились Австро-Венгрия и Англия, выступившие против усиления позиций России на Балканах и образования крупного славянского государства — Болгарии. Россия под угрозой новой войны, ослабленная только что завершившейся войной с Турцией и не поддержанная Германией, была вынуждена согласиться на созыв конгресса.

Уполномоченными держав на Берлинском конгрессе были: от России — государственный канцлер князь А. М. Горчаков, посол в Лондоне граф П. А. Шувалов и посол в Берлине П. П. Убри; от Германии — государственный канцлер князь О. Бисмарк, министр иностранных дел Б. Э. Бюлов и посол в Париже князь Х. Гогенлоэ-Шиллингсфюрст; от Австро-Венгрии — министр иностранных дел граф Д. Андраши, посол в Берлине граф А. Карольи и посол в Риме барон Г. Хаймерле; от Франции — министр иностранных дел В. Ваддингтон, посол в Берлине граф Сен-Валье и заведующий политическим департаментом МИД И. Депре; от Англии — премьер-министр граф Биконсфильд, министр иностранных дел маркиз Солсбери и посол в Берлине лорд Россель; от Италии — министр иностранных дел граф Корти и посол в Берлине граф Делоне, и от Турции — министр иностранных дел Каратеодори-паша, генерал Мехмед-Али-паша и посол в Берлине Саадулла-бей.

1 (13) июля был подписан трактат, состоящий из 64 статей, и значительно изменивший условия Сан-Стефанского мирного договора.

Согласно новому договору Болгария была разделена по линии Балканского хребта на две части: северную — объявлялась автономным княжеством, платящим дань Турции, южную (Восточная Румелия) — оставалась под властью Турции на условиях административной автономии. Македония, входившая по Сан-Стефанскому договору в состав Болгарии, также была передана Турции.

Подверглись сокращению территории, оставшиеся независимыми Сербии, Черногории и Румынии. Босния и Герцеговина оказались в зоне оккупации Австро-Венгрии. Россия сохраняла за собой устье Дуная, на Кавказе — Карс и Ардаган, Батум становился портом, свободным для торговли. Алашкертская долина и город Баязет возвращались Россией Турции. Определения Парижского договора 1856 г. и Лондонской конвенции 1871 г. относительно морских проливов остались неизменными. За свою помощь Турции Англия, заключившая тайное соглашение с султаном, получала Кипр.

В итоге приобретения России и воевавших за свою независимость балканских государств были сильно урезаны, а Австро-Венгрия и Англия, не принимавшие участия в войне, получили даже определённые приобретения. Уступки, сделанные Турции на конгрессе, были результатом европейской политики, направленной на сдерживание влияния России на Балканах.

Лит.: Берлинский конгресс 1878 // Большая советская энциклопедия. М., 1970. Т. 3; Берлинский трактат [Электронный ресурс] // Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/FOREIGN/berlin.htm; Дебидур А. Дипломатическая история Европы от Венского до Берлинского конгресса (1814-1878). М., 1947. Т 2.

См. также в Президентской библиотеке:

Анучин Д. Г. Берлинский конгресс 1878 года : [Дневник, веденный на месте Д. Г. Анучиным]. СПб., 1912;

Стебницкий И. И. Русско-турецкая граница в Малой Азии по Берлинскому трактату 1878 года. [Тифлис], 1881.