Открыт канал имени Москвы
15 июля 1937 г. состоялось торжественное открытие канала, соединившего реку Москву с Волгой для движения пассажирских и грузовых судов. В 1947 г. в ознаменование 800-летия города Москвы и 10-летия существования канала Москва-Волга ему было присвоено имя Москвы.
Начало разработки проекта соединения рек и создания сквозного водного пути из Балтийского моря через Волгу и Москву в центральные районы России относится к рубежу XVII—XVIII столетий, когда Пётр I лично занялся изучением возможных путей коммуникации. Один из рассматривавшихся тогда вариантов почти совпадал с современной трассой канала. Однако после смерти императора реализация масштабного проекта была отложена, вернулись к этой идее только в 1825 г.
Строительство растянулось почти на два десятилетия, но было прекращено из-за недостатка средств. За это время был вырыт канал, связавший реки Сестру и Истру, построено 38 каменных шлюзов, в долине Сестры сооружена земляная плотина, на месте миниатюрного озера возникло водохранилище, названное «Подсолнечным», или Сенежским, площадью 15,4 кв. км, которому надлежало питать водой шлюзы канала. Общая длина канала составила 292 км, и путь его проходил по Москве-реке, Истре, Сестре и Дубне, а также по трём другим каналам. Предполагалось, что по новой водной системе за год должно проходить до трёх тысяч небольших судов. Однако транспортировка грузов на север и запад России по Николаевской железной дороге, построенной в 1851 г. и напрямую соединившей Петербург и Москву, обходилась государству гораздо дешевле, поэтому в 1860 г. движение судов по каналу было официально прекращено.
В начале 30-х гг. XX в. из-за роста населения и развития промышленности Москвы насущной проблемой столицы стало обеспечение жителей водой. Поэтому 15 июня 1931 г. Пленум Центрального Комитета Всероссийской Коммунистической Партии (большевиков) постановил: «...коренным образом разрешить задачу обводнения Москвы-реки путём соединения её с верховьем реки Волги». Строительство канала стало важной составной частью Генерального плана реконструкции Москвы и системы речного транспорта Советского Союза в довоенный период.
В течение года проходила интенсивная работа по созданию проекта сооружения канала. Наиболее эффективным был признан план, разработанный группой специалистов совместно с инженером А. Н. Комаровским, — так называемый Шошинский вариант, согласно которому канал должен был спуститься в устье р. Шоша, а дальше вода с помощью шлюзов подавалась бы в столицу. После доработки этого проекта в июне 1932 г. был утверждён подготовленный на его основе Дмитровский вариант.
Летом 1932 г. проводились подготовительные работы на трассе, а осенью того же года началось строительство канала. Уровень механизации на строительной площадке был довольно высок для того времени: широко применяли экскаваторы, грузовики, гидромониторы, землесосные снаряды. Ширина русла канала составила в среднем 85 м, и только 20 км канала были образованы искусственными водохранилищами.
Трасса канала начиналась близ города Дубна. Железобетонная плотина и земляные дамбы, построенные в районе Иваньково, подняли уровень волжских вод на 18 м, образовав «Московское море» (ныне — Иваньковское водохранилище). Благодаря такому подъёму большие волжские суда могли свободно проходить по Волге вплоть до Твери. Профиль канала представлял ломаную линию, которая поднималась от Волги до станции Икша, а затем до станции Хлебниково шла горизонтально и от неё падала по направлению к Москве. В районе Тушино канал впадал в Москва-реку. Чтобы пропустить суда по этим склонам, канал разбивался на ряд отрезков, и в каждом из них уровень воды был отличен от предыдущего.
Строительство канала продолжалось 4 года и 8 месяцев. 2 мая 1937 г. из г. Горький (ныне — Нижний Новгород) прибыла и впервые прошла по каналу до причала Северного порта столицы флотилия теплоходов и катеров, специально построенных для работы на канале. Официальное открытие канала Москва-Волга состоялось через два с половиной месяца.
Помимо насыщения города водой канал был призван решать ряд других важных народнохозяйственных задач. После открытия судоходных Волго-Донского и Волго-Балтийского каналов Москва стала именоваться «портом пяти морей»: водные артерии соединили её с Азовским, Каспийским, Чёрным, Балтийским и Белым морями. Большое внимание строители уделяли не только функциональности, но и эстетике сооружения: канал органично вписался в подмосковную природу. Сооружения канала создали великолепный архитектурный ансамбль, каждый шлюз имел особый облик. Башни шлюзов были выполнены в виде декоративных надстроек или скульптур. Крупнейшим сооружением канала имени Москвы стал Северный (Химкинский) речной вокзал, построенный по проекту отечественных архитекторов А. М. Рухлядева и В. Ф. Кринского.
Строительство канала вызвало большие преобразования на значительных территориях Московской и Тверской областей — сооружались новые линии электропередачи, шоссейные и железные дороги, мосты, пристани, благоустроенные посёлки, дома отдыха, спортивные базы.
Канал имени Москвы — одно из крупнейших в мире сооружений данного типа. Протянувшись на 128 км, он включает в себя 11 шлюзов, 11 плотин, 5 насосных станций, 8 гидроэлектростанций, 7 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, заградительные ворота, грузовые и пассажирские причалы, 2 туннеля, два речных вокзала, маяки, а также ряд других сооружений (в общей сложности — более 240 объектов).
Лит.: Волков П. Москва — Волга: канал имени Москвы. М., 1987; Ермакова Н. Н. Грандиозный гидротехнический комплекс. Страницы истории канала имени Москвы // Речной транспорт (XXI век). 2008. № 5. С. 82-90; Канал Москва — Волга. Справочник — путеводитель. М., 1938; Канал имени Москвы: 50 лет эксплуатации. М., 1987; Кемеровский М. А. Канал Москва-Волга. М., 1937; Лопатин П. Волга идёт в Москву. М., 1938; Он же. Канал Москва-Волга. М., 1937; Медведев А. М., Хатов П. И., Шабуров Ю. Н. По «Московской кругосветке» [Путеводитель]. М., 1979; Михайлов А. И. Архитектура канала Москва-Волга. М., 1939; Нестерук Ф. Я. Водное строительство Москвы. М., 1950; Соботович И. Д., Соботович Е. П. По каналу имени Москвы. Путеводитель. М., 1962; Кокурин А. И., Моруков Ю. Н. Сталинские стройки ГУЛАГа. 1930-1953. М., 2005; Табунова Н. В. Музей Дмитровского края. Канал Москва-Волга: сплетение судеб // История музея в истории края: музеи Московской области: исторические очерки: сб. материалов четвёртой областной конференции «Музей в социальном пространстве провинции». Дмитров (Московская область), 2010; Хохлов Р. Новая жизнь «водяного хода» // Дмитровский край: История, природа, человек... рассказы, очерки, воспоминания... Дмитров (Московская область), 1993.
Канал имени Москвы: сайт. 2010. URL: http://www.fgup-kim.ru.
Материал подготовлен при участии Московской областной государственной научной библиотеки имени Н. К. Крупской