Share content in social networks:

The Conference on Security and Co-operation in Europe Final Act signed

1 August 1975

On August 1 1975 in Helsinki, the capital of Finland, representatives of Austria, Belgium, Bulgaria, Hungary, the German Democratic Republic, the Federal Republic of Germany, Greece, Denmark, Ireland, Iceland, Spain, Italy, Canada, Cyprus, Lichtenstein, Luxemburg, Malta, Monaco, the Netherlands, Norway, Poland, Portugal, Rumania, San Marino, Holy See, the UK, the United States of America, the USSR, Turkey, Finland, France, Czechoslovakia, Switzerland, Sweden and Yugoslavia signed the Final Act of the Conference on Security and Co-operation in Europe.

The conference was called by socialistic state-members of the Warsaw Pact and was divided into three stages. The stage I of the conference conducted from 3 -7 July 1973 in Helsinki brought together Ministers of Foreign Affairs. The stage II took place in Geneva from September 18 1973 to July 21 1975 and consisted of sessions spanning 3 - 6 months which attracted delegates and experts, appointed by the participating states. The final stage kicked off in Helsinki on July 30 — August 1 in 1975 and brought together state and political leaders.

Interstate agreements were grouped into several sections.

In the first section regarding the security in Europe, were formulated 10 principles, which specified rules and norms of relations and cooperation between participating states: sovereign equality, respect for the rights inherent in sovereignty; refraining from the threat of use of force; inviolability of frontiers; territorial integrity of States; peaceful settlement of disputes; non-intervention in internal affairs; respect for human rights and fundamental freedoms, including the freedom of thought, conscience, religion or belief; equal rights and self-determination of peoples; co-operation among states; fulfillment in good faith of obligations under international law.

The second part introduced key areas of co-operation in the field of economics, of science and technology and of the environment.

The third section covered the issues, relating to security and co-operation in the Mediterranean.

The forth section included items on co-operation in the field of culture, education, information and other humanitarian fields, taking into consideration principles of interstate relations, among them principles of non-intervention in internal affairs and respect to for the rights inherent in sovereignty.

The original Helsinki Final Act was written in English, Spanish, Italian, German, Russian and French, and donated to the government of the Republic of Finland for keeping it in the Archives. Each of the states-participants received a certified copy of the Act.

An agreement on further steps after the conference specified continuation of a multilateral process, initiated by the All-European conference, which resulted into a series of new agreements, called to prevent interstate conflicts and overcome their consequences. In 1994 the Conference was renamed the Organization for Security and Co-operation in Europe (OSCE).

Lit.: Загорский А. В. Хельсинкский процесс: (Переговоры в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1972-1991). М., 2005; Крохин В. А. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе // Большая советская энциклопедия. Т. 24. Кн. 1. М., 1976; То же [Электронный ресурс]. URL: http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Совещание%20по%20безопасности%20и%20сотрудничеству%20в%20Европе/; Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе: сайт. 1995-2013. URL: http://www.osce.org/; Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Заключительный акт. Хельсинки, 1975; Червов Я. Ф. Хельсинкское совещание // Советская военная энциклопедия. Т. 8. М., 1976; То же [Электронный ресурс]. URL: http://militera.lib.ru/enc/enc1976/index.html.

From the Presidential library materials:

Andrei Gromyko, Soviet statesman, Foreign Minister of the Soviet Union was born // On this day. 18 July 1909.

Поделиться материалом в соцсетях:

Подписан заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

1 августа 1975

1 августа 1975 г. в столице Финляндии Хельсинки представители Австрии, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Германской Демократической Республики, Федеративной Республики Германии, Греции, Дании, Ирландии, Исландии, Испании, Италии, Канады, Кипра, Лихтенштейна, Люксембурга, Мальты, Монако, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Румынии, Сан-Марино, Святейшего Престола, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов Америки, Союза Советских Социалистических Республик, Турции, Финляндии, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Швеции и Югославии подписали заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Совещание было созвано по предложению социалистических государств-участников Варшавского договора и проходило в три этапа. С 3 по 7 июля 1973 г. в Хельсинки совещались министры иностранных дел. Второй этап совещания проходил в Женеве с 18 сентября 1973 г. по 21 июля 1975 г. турами продолжительностью от 3 до 6 месяцев на уровне делегатов и экспертов, назначенных государствами-участниками. Завершающим аккордом стала встреча в Хельсинки 30 июля — 1 августа 1975 г. высших государственных и политических лидеров.

Межгосударственные договорённости были сгруппированы в несколько разделов.

В первом разделе, относящемся к вопросам безопасности в Европе, были сформулированы 10 принципов, определяющих правила и нормы взаимоотношений и сотрудничества всех государств — участников Совещания: суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Второй раздел согласовывал основные сферы сотрудничества в области экономики, науки и техники и защиты окружающей среды.

Третий раздел включал вопросы, относящиеся к безопасности и сотрудничеству в Средиземноморье.

Четвёртый раздел содержал положения о сотрудничестве в сфере культуры, образования, информации и других гуманитарных областях, при соблюдении согласованных принципов межгосударственных отношений, в том числе принципов невмешательства во внутренние дела и уважения суверенных прав государств.

Подлинник Заключительного акта был составлен на английском, испанском, итальянском, немецком, русском и французском языках, и передан правительству Финляндской Республики для хранения в её архивах. Каждое из государств-участников получило заверенную копию Акта.

Договорённость по вопросу о дальнейших шагах после совещания предусматривала продолжение многостороннего процесса, начатого общеевропейским совещанием, результатом чего стал целый ряд новых соглашений, призванных предотвращать межгосударственные конфликты и преодолевать их последствия. В 1994 г. Совещание было переименовано в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Лит.: Загорский А. В. Хельсинкский процесс: (Переговоры в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1972-1991). М., 2005; Крохин В. А. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе // Большая советская энциклопедия. Т. 24. Кн. 1. М., 1976; Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе: сайт. 1995-2015. URL: http://www.osce.org/; Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Заключительный акт. Хельсинки, 1975; Червов Я. Ф. Хельсинкское совещание // Советская военная энциклопедия. Т. 8. М., 1976; То же [Электронный ресурс]. URL: http://militera.lib.ru/enc/enc1976/index.html.

См. также в Президентской библиотеке:

Родился советский государственный деятель, дипломат Андрей Андреевич Громыко // День в истории. 18 июля 1909 г.