Share content in social networks:

The Battle of Smolensk began

16 August 1812

4 (16) August began the Battle of Smolensk of the Patriotic War of 1812.

With the beginning of the Patriotic War of 1812, one of the main goals of Napoleon's army was to prevent the uniting of Russian armies. Napoleon wanted to break the Russian army one by one, to impose the general battle on Russians and to force Alexander I to make peace under threat of losing the throne. Despite all attempts of Napoleon to carry out his plan, July 22 (August 3), 1812, the 1st Western army of Russia under the command of Mikhail B. Barclay de Tolly and the 2nd Western Army led by P. I. Bagration joined in the Smolensk region, scoring thus the first strategic success. After the joining of the armies, the front went calm for a while. Napoleon made a stop in Vitebsk to bring up the rear and tidying the units harried by a rapid offensive.

Under pressure from the generals and the public opinion, the commander of the Russian troops, Barclay de Tolly, decided to begin an offensive against the cavalry corps of Napoleon’s Marshal I. Murat. However, from a personal letter of one of the Russian officers, intercepted by the French, Napoleon had learned about the impending attack, prepared himself for a counter strike: he decided to unite separate corps, to make all the forces to cross the Dnieper and to capture Smolensk from the south. The main objective of Napoleon was still to create conditions for the decisive battle, as all previous maneuvers led only to moving aside the Russian army to the east, which worsened strategic position of the French troops.

Napoleon's troops, according to the Emperor’s plan, rushed to Smolensk. In the direction of the town of Krasnyi, which was occupied by a detachment of General D. P. Neverovsky, moved the cavalry of Murat, the Guards, the corps of Marshals L.-N. Davout and M. Ney. General Neverovsky, informed about the approach of the enemy, lined up his division on the road, blocking the way to Krasnyi and intending to defend the town. However, taking into account the intelligence reports of significant French forces, Neverovsky decided to withdraw the troops. Murat's cavalry of 15, 000 men passed through the town, and 2 (14) of August, attacked Neverovsky’s detachment of 6, 000 men.

Russian infantry, having repulsed the first attacks, lined up in a square and began a slow movement toward Smolensk. The stubborn resistance of Neverovsky’s detachment near Krasnyi detained French forces for a day. Russian Infantry Division, half composed of recruits, retreating, managed to repulse the attacks of the superior forces of the enemy for a long time and maintain its combat capability. The actions of the infantry allowed the Russian command to organize the defense of Smolensk by the 7th Infantry Corps under Lieutenant-General N. Raevsky before the enemy approached the city.

Raevsky decided to hold the defense inside the city, relying on the fortress walls and city buildings. In the morning of 4(16) August the troops of Murat, Ney and Davout approached Smolensk. However, their attempts to take Smolensk straight away were repulsed by Russian troops. Napoleon, having drawn up to the city about 140, 000 men and 350 guns, decided to give there general battle to the Russian army. French artillery started shelling the fortress. Raevsky’s corps managed to hold on until the evening of 4 (16) August, when the main forces of the 1st and 2nd armies reached to Smolensk. They camped north of the city.

The commander of the 2nd Army, Bagration, thought it necessary to give there a general battle, but Barclay de Tolly insisted on the continuation of the retreat. He decided to give in Smolensk a rearguard battle, while withdrawing the main forces behind the Dnieper. The depressed corps of Raevsky was replaced by the corps of D. S. Dokhturov, the divisions of Neverovsky and P. P. Konovnitsyn, which were to cover the retreat of the 1st and 2nd armies toward the Moscow road.

5 (17) August, at 8 a.m., Dokhturov Corps attacked and knocked the French out of Mstislavl and Roslavl outskirts of the city. On the order of Barclay de Tolly, on the right bank of the Dnieper, above and below Smolensk were deployed two powerful groups of artillery under the command of Major-General A. I. Kutaisov that were striking the enemy attacking the fortress with flanking fire. At 14 o’clock, Napoleon launched his main forces to storm Smolensk. After a two-hour battle, they took Mstislavl, Roslavl and Nikolsk suburbs. Barclay de Tolly sent the 4th Infantry Division under the command of Prince Eugene of Württemberg to help Dokhturov. Having occupied the suburbs, the French set up about 150 guns to destroy the city walls.

In the evening the enemy troops managed to briefly seize Malakhovskiye gates and Krasnenskoye suburb, but a determined counterattack of Russian troops forced them to retreat. As a result of intensive shelling, the city caught fire. By 10 p.m. the fighting subsided in all areas. Dokhturov troops numbering about 30, 000 men, having repulsed the enemy’s attack, retained Smolensk. However, due to the great destruction and a huge fire, on the night of 6 (18) August Russians were forced to leave the city. The corps of Dokhturov, having destroyed the bridge, retreated to the right bank of the Dnieper.

As a result of the battle of Smolensk, Napoleon's plan to impose on the Russian army the general battle in unfavorable conditions was thwarted. The strategic position of the French army during the march from Vilna to Smolensk, greatly worsened. After the battle of Smolensk, Napoleon ordered his troops to begin the offensive of Moscow, hoping for a decisive battle, which, like Austerlitz, would lead him to victory in the war. However, ahead there was Borodino and the defeat of Napoleon's army after the retreat from Moscow.

Lit.: Бескровный Л. Г. Отечественная война 1812 года. М., 1962; Клаузевиц К. 1812 год. М., 1937; То же [Электронный ресурс]. URL: http://militera.lib.ru/h/clausewitz3/index.html ; Отечественная война 1812 года. Энциклопедия / Под ред. В. М. Безотосного. М., 2004; Тарле Е. В. Нашествие Наполеона на Россию М., 1941; То же [Электронный ресурс]. URL: http://militera.lib.ru/h/tarle1/index.html ; Щепкин Е. Н. От Вильны до Смоленска. Взятие Смоленска // Отечественная война и русское общество: В 7 т. Т. 3. М., 1911; То же [Электронный ресурс]. URL: http://museum.ru/MUSEUM/1812/Library/Sitin/book3_19.html.

From the Presidential library materials:

Отечественная война 1812 года: коллекция;

Богорадский Н. Путешествие в Смоленск, или Воспоминание 1812 г. М., 1839;

Отечественная война 1812 года. Отд. 1. Т. 16 : Боевые действия в 1812 г. (Август месяц). СПб., 1911;

Перехваченное письмо офицера французской армии, адресованное его матери, о сражениях под Смоленском и при Бородине и вступлении наполеоновских войск в Москву [Дело]: 20 сентября 1812 г., Москва.

Поделиться материалом в соцсетях:

Началось Смоленское сражение

16 августа 1812

4 (16) августа началось Смоленское сражение Отечественной войны 1812 г.

С началом Отечественной войны 1812 г. одной из главных целей наполеоновских войск было воспрепятствование соединению русских армий. Наполеон хотел разбить русские армии поодиночке, навязать русским генеральное сражение и вынудить Александра I заключить мир под угрозой потери престола. Несмотря на все попытки Наполеона осуществить свой замысел, 22 июля (3 августа) 1812 г. русские войска в составе 1-й Западной армии под командованием М. Б. Барклая-де-Толли и 2-й Западной армии под командованием П. И. Багратиона соединились в районе Смоленска, достигнув, таким образом, первого стратегического успеха. После соединения армий на фронте наступило временное затишье. Наполеон сделал остановку в Витебске для подтягивания отставших тылов и приведения в порядок измотанных быстрым наступлением частей.

Под давлением генералитета и общественного мнения, командующий русскими войсками Барклай-де-Толли решился на активные наступательные действия против кавалерийских корпусов наполеоновского маршала И. Мюрата. Однако из перехваченного личного письма одного из русских офицеров Наполеону удалось узнать о готовившемся наступлении и заранее подготовить план ответных действий — объединение разрозненных корпусов, переправу всех сил через Днепр и захват Смоленска с юга. Главной целью Наполеона по-прежнему оставалось создание условий для генерального сражения, так как все предыдущие манёвры приводили лишь к отодвиганию русской армии на восток, что стратегически ухудшало положение французских войск.

Наполеоновские войска, выполняя замысел императора, устремились к Смоленску. По дороге к городу Красному, который занимал отряд генерала Д. П. Неверовского, двигались кавалерия Мюрата, гвардия, корпуса маршалов Л.-Н. Даву и М. Нея. Генерал Неверовский, узнав о приближении противника, выстроил свою дивизию на дороге перед Красным с намерением отстоять город. Однако, учтя сообщения разведки о значительных силах французов, Неверовский решил отводить войска. 15-тысячная кавалерия Мюрата прошла через город и 2 (14) августа атаковала 6-тысячный отряд Неверовского. Русская пехота, отбив первые атаки, построилась в каре и начала медленное движение к Смоленску. Упорное сопротивление отряда Неверовского в районе Красного задержало французские войска на сутки. Русская пехотная дивизия, наполовину состоявшая из новобранцев, отступая, смогла удерживать атаки превосходящих сил неприятеля в течение долгого времени и сохранить свою боеспособность. Её действия позволили русскому командованию организовать оборону Смоленска силами 7-го пехотного корпуса под командованием генерал-лейтенанта Н. Н. Раевского до подхода к городу вражеских войск.

Раевский решил обороняться в самом городе, опираясь на крепостные стены и городские здания. Утром 4 (16) августа к Смоленску подошли войска Мюрата, Нея и Даву, однако попытки взять Смоленск с ходу были отбиты русскими войсками. Наполеон, стянув к городу до 140 тыс. человек и 350 орудий, решил здесь дать русской армии генеральное сражение. Французская артиллерия начала обстрел крепости. Корпус Раевского сумел продержаться до вечера 4 (16) августа, когда к Смоленску подтянулись основные силы 1-й и 2-й армий. Они расположились севернее города.

Командующий 2-й армией Багратион считал необходимым дать здесь генеральное сражение, но Барклай-де-Толли настоял на продолжении отступления. Он решил дать в Смоленске арьергардный бой, а основные силы отвести за Днепр. Ослабленный корпус Раевского сменили корпус Д. С. Дохтурова, дивизии Неверовского и П. П. Коновницына, которые должны были прикрывать отход 1-й и 2-й армий на Московскую дорогу.

5 (17) августа в 8 часов утра корпус Дохтурова атаковал и выбил французов из Мстиславльского и Рославльского предместий города. По приказу Барклая-де-Толли на правом берегу Днепра выше и ниже Смоленска были развернуты две сильные группы артиллерии под общим командованием генерал-майора А. И. Кутайсова, которые фланговым огнем поражали атакующие крепость вражеские войска. В 14 часов Наполеон бросил свои основные войска на штурм Смоленска. После двухчасового боя они заняли Мстиславльское, Рославльское и Никольское предместья. Барклай-де-Толли направил на помощь Дохтурову 4-ю пехотную дивизию под командованием принца Евгения Вюртембергского. Овладев предместьями, французы установили около 150 орудий для разрушения городских стен.

Вечером неприятельским войскам удалось на короткое время овладеть Малаховскими воротами и Красненским предместьем, однако русские отряды решительной контратакой заставили их отступить. В результате интенсивного артиллерийского обстрела в городе начались пожары. К 22 часам бои утихли во всех пунктах. Войска Дохтурова численностью около 30 тыс. человек, отразив натиск врага, удержали за собой Смоленск. Однако в связи с большими разрушениями и сильными пожарами в ночь на 6 (18) августа русские были вынуждены оставить город. Корпус Дохтурова, уничтожив мост, отошёл на правый берег Днепра.

В результате Смоленского сражения был сорван замысел Наполеона — навязать русской армии генеральное сражение в невыгодных для неё условиях. Стратегическое положение французской армии за время похода от Вильно до Смоленска значительно ухудшилось. После Смоленского сражения Наполеон приказал своим войскам выступать на Москву, надеясь на генеральное сражение, которое подобно Аустерлицу приведёт его к победе в войне. Однако впереди было Бородино и гибель наполеоновской армии после отступления из Москвы.

Лит.: Бескровный Л. Г. Отечественная война 1812 года. М., 1962; Клаузевиц К. 1812 год. М., 1937; То же [Электронный ресурс]. URL: http://militera.lib.ru/h/clausewitz3/index.html ; Отечественная война 1812 года. Энциклопедия / Под ред. В. М. Безотосного. М., 2004; Тарле Е. В. Нашествие Наполеона на Россию М., 1941; То же [Электронный ресурс]. URL: http://militera.lib.ru/h/tarle1/index.html ; Щепкин Е. Н. От Вильны до Смоленска. Взятие Смоленска // Отечественная война и русское общество: В 7 т. Т. 3. М., 1911; То же [Электронный ресурс]. URL: http://museum.ru/MUSEUM/1812/Library/Sitin/book3_19.html.

См. также в Президентской библиотеке:

Отечественная война 1812 года: [цифровая коллекция];

Богорадский Н. Путешествие в Смоленск, или Воспоминание 1812 г. М., 1839.