Share content in social networks:

Anniversary of Aleksey Suvorin, Russian journalist, publisher, theater critic and playwright

23 September 1834

September 11 (23), 1834 in the village of Korshev, Bobrovsky district of Voronezh Province in the family of a former participant of the Battle of Borodino, state peasant, who rose to the rank of captain, was born Russian journalist, publisher, theater critic and playwright Aleksey Suvorin.

Alexey S. went to Michael's Voronezh Cadet Corps, then in the Constantine military school. In his youth he was a member of the literary circle, which included M. F. De Poulet and I. S. Nikitin. With a distinctively humanitarian aptitudes, and not having a propensity for military service, Suvorin at the end of the school refused a military career. Having taken examination for teachers of history and geography at the beginning of 1856, Aleksey became a lecturer at Bobrov School, where at one time he studied himself. Simultaneously, he served as secretary of Bobrov Marshal of the Nobility V. Ya. Tulinov and composed a catalog of the French and Russian books of his extensive library.

In Bobrov Suvorin debuted in publication with the translation of poems by Beranger "Rose" and "Clara", published in the St. Petersburg magazine "Vase" (1858), followed by translation of the Chenier in the "Moscow Bulletin" and the original articles in "Laughter" and "Russian Diary".

In 1861 Suvorin moved to Moscow where he entered the circle of Moscow writers (N. S. Leskov, A. A. Sleptsov, A. I. Levitov, A. N. Pleshcheyev, L. N. Tolstoy, A. N. Ostrovsky, M. E. Saltykov, N. A. Nekrasov, I. S. Aksakov, I. S. Turgenev) and obtained some connections in the arts and business community. His works were often published in "Russian Rech". He posted the story "Alenka" and the story "Rejected" in the “Records of the Fatherland” (1863).

In 1862, Aleksey Suvorin moved to St. Petersburg, where he began his journalistic career: became an employee and secretary of the St. Petersburg Bulletin of V. F. Korsch, at the same time he wrote for the "Russian invalid" and "Bulletin of Europe". Soon he became the leading newspaper satirist of the metropolitan press. His satires, usually devoted to the theater, which for ten years appeared regularly on the pages of the St. Petersburg Bulletin under the pseudonym of “Stranger", were the most popular.
Working in the St. Petersburg Bulletin and other newspapers in St. Petersburg Suvorin earned a reputation of a liberal-minded journalist. His book "All kinds. Sketches of modern life” was destroyed by censorship for the sympathetic image of the Democrats.

In 1872 when the Russian calendar was released of Suvorin began his publishing activity. In 1876 he bought the newspaper New Times, in 1877 – a printing press in St. Petersburg. By the end of 1870s he became its sole owner. In 1880, in cooperation with S. N. Shubinsky, Suvorin founded the "Historical Journal", having added to it a section of historical novels.

By 1900, Aleksey Suvorin had issued about a thousand different books. His business was of a universal character, he published almost all kinds of literature - scientific (mainly historical), fiction, reference books, etc. Aleksey Suvorin was the first in Russia to publish books available to all, even the poorest sections of population. In the "Cheap Library”, "New Library", "Scientific cheap Library" series he published more than 400 works by different authors. Suvorin directories "The whole Petersburg", "The whole Moscow", "The whole Russia", "Russian calendar" became a handbook for a wide range of readers.

In 1878 Aleksey Suvorin opened his first shop on Nevsky Prospect in St. Petersburg, then shops appeared in many major cities. Later Suvorin obtained the right to trade on the entire network of Russian railways and waterways.

In 1895 Suvorin opened his own theater - the “theater of Suvorin" (St. Petersburg Maly Theatre). In 1895 he was one of the founders of the Literary and Art Circle. He developed a large collection of books and engravings. From 1893 to 1909 kept a diary, which became a notable event in the history of Russian memoirs.

August 11 (24), 1912 one of the major organizers of the newspaper business, popular journalist and playwright Aleksey Sergeyevich Suvorin died and was buried in St. Petersburg at Nicholas cemetery of the Alexander Nevsky Lavra.

Lit.: Динерштейн Е. А. А. С. Суворин: Человек, сделавший карьеру. М., 1998; Динерштейн Е. Публицист «крайних убеждений». Путь А. С. Суворина к «Новому времени» // Лица. № 6. М.; СПб., 1995; Суворин Алексей Сергеевич [Электронный ресурс] // Lib.ru/Классика. 2004. URL: http://az.lib.ru/s/suworin_a_s/.

Based on the Presidential Library’s materials:

Краткий очерк издательской деятельности Алексея Сергеевича Суворина и развития принадлежащей ему типографии «Нового времени». СПб., 1900;

Суворин А. С. Военная хроника русско-турецкой войны/ Составлял Незнакомец. М., 1877;

Суворин А. С. Письма А. С. Суворина к В. В. Розанову. СПб., 1913.

Поделиться материалом в соцсетях:

Родился журналист, издатель, театральный критик и драматург Алексей Сергеевич Суворин

23 сентября 1834

«Ломоносов русской ежедневной печати»

В. Розанов

11 (23) сентября 1834 г. в селе Коршеве Бобровского уезда Воронежской губернии в семье бывшего участника Бородинского сражения, государственного крестьянина, дослужившегося до чина капитана, родился русский журналист, издатель, театральный критик и драматург Алексей Сергеевич Суворин.

Алексей Сергеевич учился в Михайловском кадетском корпусе Воронежа, затем в Константиновском военном училище. В юности был членом литературного кружка, в который входили М. Ф. Де Пуле и И. С. Никитин. Обладая ярко выраженными гуманитарными способностями, и не имея склонности к военной службе, Суворин по окончании училища отказался от карьеры военного. Выдержав в начале 1856 г. экзамен на звание учителя истории и географии, Алексей Сергеевич стал преподавателем в Бобровском училище. Одновременно он служил секретарём бобровского предводителя дворянства В. Я. Тулинова и составил каталог русским и французским книгам его обширной библиотеки.

В Боброве Суворин дебютировал в печати переводом стихотворений Беранже «Роза» и «Клара», опубликованных в петербургском журнале «Ваза» (1858), затем последовал перевод из Шенье в «Московском вестнике» и оригинальные статьи в «Весельчаке» и «Русском дневнике».

В 1861 г. Суворин переехал в Москву, где вошёл в круг московских литераторов (Н. С. Лесков, А. А. Слепцов, А. И. Левитов, А. Н. Плещеев, Л. Н. Толстой, А. Н. Островский, М. Е. Салтыков, Н. А. Некрасов, И. С. Аксаков, И. С. Тургенев) и приобрёл знакомства в художественных и предпринимательских кругах. Много печатался в «Русской речи», в «Отечественных записках» поместил повесть «Алёнка» и рассказ «Отверженный».

В 1862 г. Алексей Сергеевич переехал в Петербург, где начал свою журналистскую карьеру: стал сотрудником и секретарем «Санкт-Петербургских ведомостей» В. Ф. Корша, одновременно писал для «Русского инвалида» и «Вестника Европы». Особой популярностью пользовались его фельетоны, как правило посвящённые театру, регулярно, в течение десяти лет, появлявшиеся на страницах «Санкт-Петербургских ведомостей» под псевдонимом «Незнакомец».

Сотрудничая в «Санкт-Петербургских ведомостях» и других петербургских газетах Суворин снискал себе репутацию либерально настроенного журналиста. Его книга «Всякие. Очерки современной жизни», выпущенная в 1866 г. была уничтожена цензурой за сочувственное изображение демократов, а сам автор подвергнут аресту.

В 1872 г. с выпуска «Русского календаря» началась издательская деятельность Суворина. В 1876 г. он приобрёл газету «Новое время», в 1877 г. — типографию в Петербурге. В 1880 г. Суворин вместе с С. Н. Шубинским основал журнал «Исторический вестник», ввёл в него раздел исторических романов и повестей.

К 1900 г. Алексей Сергеевич выпустил около тысячи различных книг. Его издательство носило универсальный характер; он издавал практически все виды литературы — научную (главным образом историческую), художественную, справочную и т. п. Алексей Суворин первым в России начал издание книг, доступных всем, даже беднейшим слоям населения. В сериях «Дешёвая библиотека», «Новая библиотека», «Научная дешёвая библиотека» им было издано более 400 произведений разных авторов. Суворинские справочники «Весь Петербург», «Вся Москва», «Вся Россия», «Русский календарь» стали настольными книгами для широкого круга читателей.

В 1878 г. в Петербурге на Невском проспекте Алексей Сергеевич открыл свой первый магазин, затем магазины появились во многих крупных городах. Позже Суворин приобрёл право торговли на всей сети российских железных дорог и водных путях.

В 1895 г. Алексей Сергеевич открыл свой театр — «театр Суворина» (Петербургский Малый театр). В 1895 г. был одним из учредителей «Литературно-художественного кружка». С 1893 по 1909 гг. Суворин вёл дневник, ставший заметным явлением в истории русской мемуарной литературы.

11 (24) августа 1912 г. Алексей Сергеевич Суворин скончался и был похоронен в Петербурге на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Лит.: Динерштейн Е. А. А. С. Суворин: Человек, сделавший карьеру. М., 1998; Динерштейн Е. Публицист «крайних убеждений». Путь А. С. Суворина к «Новому времени» // Лица. № 6. М.; СПб., 1995; Суворин Алексей Сергеевич [Электронный ресурс] // Lib.ru/Классика. 2004. URL: http://az.lib.ru/s/suworin_a_s/.

См. также в Президентской библиотеке:

Краткий очерк издательской деятельности Алексея Сергеевича Суворина и развития принадлежащей ему типографии «Нового времени». СПб., 1900;

Суворин А. С. Военная хроника русско-турецкой войны/ Составлял Незнакомец. М., 1877;

Суворин А. С. Письма А. С. Суворина к В. В. Розанову. СПб., 1913.