Share content in social networks:

The law “On strengthening the relations between school and life and on popular schooling system further development” adopted

24 December 1958

On December 24, 1958 the Supreme Soviet of the USSR adopted the law “On strengthening the relations between school and life and on popular schooling system further development in the USSR” that made a start for the school reform that lasted up to the middle of the sixties.

The reform main objective was the training of technically competent personnel for industry and national economy. The universal compulsory 8 years education replaced the 7 years one. It was introduced in 1963. The term of complete secondary education was increased from 10 to 11 years. The study at day-time or night schools or at technical secondary school was to be combined with work: two days a week the high school students of the day-time schools had to work at enterprises or on the collective farms. The secondary school graduates obtained not only the school leaving certificate but also a professional certificate.

The night education and postal tuition network extended. Those having a 3 year factory work experience had advantages for entering the higher education institution. Persons sent to receive education by enterprises, collective farms or state farms were accepted hors concours.

 In practice the slogan about the relationships between school and life was not quite implemented. The general schools transfer for the industrial education did not realize due to the shortage of work places for schoolchildren. Only a small part of graduates chose their future work according to the profession obtained at school. At the same time the level of general education of students decreased significantly.

Thus in 1964-1966 the school returned to the 10 year education term but the 8 year compulsory education remained. The professional training was provided only in those schools that had the required material resources.

Lit.: Народное образование в СССР. Сб. документов, 1917-1973 гг. М., 1974; Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики. Т. 1. Социально-экономические и правовые предпосылки развития образования взрослых. Кн. 1. История развития образования взрослых в России. СПб., 2000; Политехническое образование // Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. М., 1999.

From the Presidential library materials:

“The provision about the common labor school of RSFSR” published // On this day. 16 October 1918;

The decree of Central Committee of the all-Union Communist Party about the general primary education adopted // On this day. 25 July 1930.

Поделиться материалом в соцсетях:

Принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР»

24 декабря 1958

24 декабря 1958 г. Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», положивший начало реформе школы, продолжавшейся до середины 1960-х гг.

Главной целью реформы была объявлена подготовка технически грамотных кадров для промышленности и сельского хозяйства. Вместо 7-летнего вводилось всеобщее обязательное 8-летнее образование. Переход на него был осуществлён к 1963 г. Полное среднее образование, срок которого был увеличен с 10 до 11 лет, предусматривалось осуществлять на основе соединения обучения с трудом в дневной или вечерней школе, либо в техникуме. Два дня в неделю школьники старших классов дневных школ должны были работать на предприятиях или в сельском хозяйстве. Выпускники средней школы наряду с аттестатом зрелости получали свидетельство о специальности.

Расширялась сеть вечернего и заочного образования, предоставлялись преимущества для поступления в вуз уже проработавшим на производстве не менее трёх лет, обеспечивалась возможность внеконкурсного зачисления лиц, направленных в вузы предприятиями, колхозами и совхозами.

На практике лозунг связи школы с жизнью реализовывался слабо. Массовый переход школ на производственное обучение не состоялся вследствие недостатка рабочих мест для школьников. Лишь небольшая часть выпускников шла работать по специальности, полученной в школе. В то же время значительно сниженным оказался уровень общеобразовательной подготовки учащихся.

Поэтому в 1964-1966 г. школа вернулась к 10-летнему сроку обучения при сохранении 8-летнего образования как обязательного. Профессиональная подготовка осталась только в тех учебных заведениях, которые располагали необходимой материальной базой.

Лит.: Народное образование в СССР. Сб. документов, 1917-1973 гг. М., 1974; Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики. Т. 1. Социально-экономические и правовые предпосылки развития образования взрослых. Кн. 1. История развития образования взрослых в России. СПб., 2000; Политехническое образование // Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. М., 1999.

См. также в Президентской библиотеке:

Опубликована «Декларация о единой трудовой школе» // День в истории. 16 октября 1918 г.;

Принято постановление ЦК ВКП(б) о введении всеобщего обязательного начального обучения // День в истории. 25 июля 1930 г.