Поделиться материалом в соцсетях:

Малоизвестные факты из жизни великого баснописца И. А. Крылова – в новой электронной коллекции Президентской библиотеки

13 февраля 2019

«Немногим из русских писателей было суждено приобрести такую всенародную славу, какая выпала на долю Крылова. Не только вся грамотная Россия знает его басни, но и оригинальная личность баснописца пользовалась в своё время большою популярностью, особенно в Петербурге, где он прожил большую часть своей долгой жизни», – писал в конце XIX века Л. Н. Майков об Иване Андреевиче Крылове – драматурге, поэте, баснописце, сатирике, публицисте и издателе.

К 250-летию русского классика, день рождения которого отмечается 13 февраля, Президентская библиотека представляет на своём портале посвящённую ему обширную электронную коллекцию, куда вошли цифровые копии раритетных книг, статей, архивных документов и изобразительных материалов. Подборка состоит из трёх разделов: «Жизнь и деятельность», «Творчество», «Память об И. А. Крылове».

К концу жизни всеми уважаемый и любимый публикой писатель, Иван Андреевич между тем прошёл довольно трудную дорогу к успеху. Стоит отметить, что, по замечаниям исследователей, материалов для воссоздания подробной картины его жизни практически не было. Так, Я. К. Грот в своей работе «Литературная жизнь Крылова» (1868) сообщает читателю: «Источники для его биографии чрезвычайно скудны. Сам он не был словоохотлив на рассказы о своём прошлом, письма писал редко и, подобно Карамзину, вовсе не заботился о передаче потомству сведений относительно своей жизни. <…> Важнейшим, но почти ещё вовсе не тронутым источником для изучения жизни Крылова и его литературных отношений остаются его собственные сочинения».

Иван Андреевич Крылов родился в Москве в 1769 году в семье небогатого армейского офицера. После смерти отца 14-летний мальчик вынужден был пойти на службу канцелярским чиновником, чтобы спасти своих близких от нищеты. Знания, несмотря на все трудности, успела вложить в него мать, сообщает нам сборник «Иван Андреевич Крылов. Его жизнь и сочинения», изданный в 1904 году: «Его мать, изыскивая средства дать образование сыну, нашла возможность посылать его к губернаторскому гувернёру-французу учиться по-французски. Трудны были первые шаги маленького Крылова; но мать умела облегчить их: не зная даже русской грамоты, она единственно своим природным умом постигла, где и в чём ошибается ребёнок, и помогала ему делать переводы. Здесь нежная материнская любовь и здравый ум с избытком восполнили недостаток образования».

Именно в этот период и формируется многогранный талант Крылова: «Служба и ранняя нужда очень рано доставили ему некоторую житейскую опытность или, по крайней мере, развили в нём способность понимать людские свойства и сложную сеть общественных отношений», – пишет Л. Н. Майков. Здесь же берёт начало его самобытный литературный стиль, отмечает Кеневеч: «Его занимало не канцелярское дело – мысли его, по свидетельству современника, уносились на рынки, на площади, куда кулачные бои привлекали толпы зрителей, наконец – к плоту, куда со всех концов и города собирались прачки и водовозы. Там, в этих сборищах, у этого плота, проводил он целые часы, подслушивал разговоры, шутки, остроты, а потом бежал к товарищам своим пересказывать то, что поражало его. <…> Может быть, тогда уже усвоил начало той чисто русской речи, которая делает его басни доступными всем сословиям русского народа».

Однако отнюдь не басни стали первым литературным опытом Крылова. «С самого детства чувствовал он особенную охоту к драматическому искусству; на оперу смотрели тогда, как на самое совершенное представление, и мальчик Крылов смело принимается за сочинение оперы. Потом он пробует себя в трагическом роде, а наконец переходит и к комедии, – процитируем вновь Я. К. Грота. – В конце 1805 года он вдруг является в Москве, отдаёт в печать три басни и, почти 40 лет от роду, осознаёт своё настоящее призвание в области поэзии».

Благодаря коллекции Президентской библиотеки у посетителя портала есть возможность ознакомиться с самыми разными по жанру произведениями Крылова, представленными в разделе «Творчество», в который также включено Полное собрание сочинений И. Крылова 1847 года издания.

Безусловно, самый яркий вклад в русскую культуру И. А. Крылов внёс как баснописец. Он начал с переводов басен Лафонтена, а затем занялся пересказом старых сюжетов и созданием новых. «В его баснях отразились многие черты его эпохи, и общественные течения, и выдающиеся исторические события, и мелкие злободневные факты, но отразились, как подобает баснописцу, „под знамением вечности“» – отмечается в книге с говорящим названием «1812 год в баснях Крылова» (1912).

В электронной коллекции представлены как издания басен И. А. Крылова середины XIX – середины XX века, так и иллюстрации к ним. Особый интерес среди них представляют сатирические плакаты времён Великой Отечественной войны, выпущенные в 1944 году к столетию со дня смерти баснописца, на которых в виде крыловских персонажей изображены руководители Третьего рейха.

В упомянутой выше статье её автор Кеневич задаётся вопросом: «Так чем обусловлен успех писателя, любовь публики и популярность его произведений?» И отвечает на него словами Н. В. Гоголя: «Потому что в этих баснях великий поэт и великий мудрец слились воедино; потому что в них высказался разум, родственный разуму наших пословиц; потому что он умел сказать в них правду каждому – умному и глупому, сильному и слабому, и сановнику, стоящему на вершине общественной лестницы, и безвестному труженику, на которого смотрят с презрением; потому что каждая из них (по выражению Гоголя), как стоглазый Аргус, глядит на человека и заставляет его обращать свой умный взор во внутрь самого себя».