Президентская библиотека представляет наследие пионера цветной фотографии: Прокудин-Горский сумел «обессмертить культуру родины»

30 августа 2020

«Артистизм художественной натуры удачно сочетался у С. М. Прокудина-Горского с аналитическим складом ума, темпераментом общественного деятеля и, что особенно редко у российских дворян, деловой предпринимательской хваткой», – отмечает ведущий российский специалист по творчеству фотографа, профессор Московского государственного университета культурологии Светлана Гаранина в статье «С. М. Прокудин-Горский: к публикации материалов из семейного архива», ознакомиться с которой можно на портале Президентской библиотеки.

30 августа 2020 года исполняется 157 лет со дня рождения Сергея Прокудина-Горского, автора первых в России цветных фотографий, изобретателя, педагога, издателя и общественного деятеля. На портале Президентской библиотеки представлена электронная коллекция «С. М. Прокудин-Горский (1863–1944)», посвящённая творческому наследию мастера, в которую вошли материалы о его жизни и деятельности, документальные видеофильмы «Россия в цвете» и «Цвет времени», почтовые открытки, электронные копии раритетных профессиональных журналов начала XX века, исследовательские работы.

В 2010 году Библиотека Конгресса США передала в электронный фонд Президентской библиотеки около двух тысяч оцифрованных цветных фотографий Прокудина-Горского. Они также размещены на портале Президентской библиотеки. Часть из них вошла в альбом «Просторы России в цветной фотографии» – проект был реализован при партнёрстве Фонда исторической фотографии имени Карла Буллы и Президентской библиотеки. Работы Прокудина-Горского говорят сами за себя и определяют масштаб личности мастера светописи.

Сергей Прокудин-Горский принадлежал к старинному дворянскому роду из Владимирской области, первые упоминания о котором встречаются в летописном описании Куликовской битвы.

В научно-технических кругах Санкт-Петербурга Прокудин-Горский становится известным во второй половине 90-х годов XIX века, когда начинает выступать с докладами на химико-технологическом и фотографическом отделениях Императорского русского технического общества (ИРТО) и организует курсы практической фотографии.

Необходимость создания методической литературы для обучения фотографированию он обосновывает в своей статье «Фотография в натуральных цветах»: «Многочисленные вопросы публики, касающиеся техники получения цветных изображений, укрепляют меня в мысли о желательности специального руководства по этой отрасли на русском языке. Отрывочные указания или переводные статейки не могут дать серьёзного понятия о таком деликатном процессе, как фотографирование в натуральных цветах». Для учащихся курсов Прокудин-Горский пишет и публикует ряд брошюр. В начале 1900-х годов в его доме на Большой Подьяческой, 22 появляются лаборатория и мастерская, здесь же проводятся занятия для слушателей курсов, а в витрине мастерской выставляются первые удачные работы в технике цветной фотографии.

В августе 1908 года передовая общественность России и мира отмечала 80-летие Льва Толстого. Как сообщает Светлана Гаранина в статье «Портрет с натуры в натуральных красках», печатный орган научно-технической интеллигенции «Записки Русского технического общества» писал: «Наш журнал, как чисто технический, не может по своей программе почтить специальными статьями маститого представителя русской мысли и слова; желая, однако, и со своей стороны присоединиться в этот день к общему торжественному привету и выразить в своём издании участие в праздновании, редакция „Записок РТО“ решила поместить в августовском номере новейший портрет Л. Н. Толстого, составляющий последнее слово фотографической техники, – портрет с натуры в натуральных красках, …портрет тем более соответствующий торжественному дню, что он составляет торжество русской техники…».

Портрет писателя, сидящего на скамье в парке Ясной Поляны, принёс Прокудину-Горскому широчайшую известность в России.

Грандиозный замысел – создание «фотопротокола» России начала XX века посредством целенаправленных экспедиционных съёмок – начал реализовываться после показа цветных изображений Николаю II. «Для этой первой демонстрации Государю, – звучат в видеофильме «Цвет времени» воспоминания самого Прокудина-Горского, – были выбраны снимки с натуры исключительно этюдного характера: закаты, снежные ландшафты, снимки крестьянских детей, цветы, осенние этюды и т. п. После первой же картины, когда я услышал одобрительный шёпот, я уже был уверен в успехе, так как программа была мною подобрана в возрастающем по эффективности порядке».

По высочайшему повелению мастеру был предоставлен специальный вагон-лаборатория, для работы на водных путях – пароход с командой, а для преодоления трудных дорог – автомобиль. Кроме того, выданные царской канцелярией документы обеспечивали экспедициям Прокудина-Горского доступ во все уголки России.

На портале Президентской библиотеки можно, в частности, ознакомиться с делом «О приобретении в казну коллекции фотографических снимков достопримечательностей России, составленной проф. Прокудиным-Горским» – на нескольких бумагах стоит подпись председателя Совета министров Российской империи Петра Столыпина.

Мастер хотел запечатлеть необъятную страну от Балтийского моря до Тихого океана, но в эти грандиозные планы вмешались Первая мировая война и последовавшие за ней события. Тем не менее фотограф сумел сделать снимки в Крыму, на Урале, в Сибири, во время путешествий по Волге и Оке, в Дагестане, Финляндии, Средней Азии. Как отмечают авторы видеоленты из фондов Президентской библиотеки «Россия в цвете», фотохудожник с документальной точностью и художественным вкусом увековечивал природные ландшафты, военные и технические памятники, религиозные святыни, особенности быта народов, населявших империю.

Несмотря на незавершённость этого проекта, мечта «деятеля русской светописи», как называет его главный редактор журнала «Фотограф-любитель» Адриан Лавров в своей статье «Сергей Михайлович Прокудин-Горский», вышедшей в 1905 году, сбылась. Он создал «фотопротокол» России начала прошлого столетия.

Когда-то мастер сказал: «Мы имеем в руках драгоценное средство спасать от забвения все разрушающиеся памятники». И был прав. В наши дни его фотографии помогают реставраторам восстанавливать утраченное. Так, в 2013 году делегация Президентской библиотеки посетила Старую Ладогу, где передала старинные цветные снимки церквей и монастырей первой столицы Руси, требующих реставрации.

В 2017 году пресс-туры, связанные с продвижением снимков основоположника цветной фотографии Прокудина-Горского, переместились за пределы России. В рамках 69-й Франкфуртской книжной ярмарки в Российском доме науки и культуры в Берлине и в Немецко-Русском институте культуры в Дрездене иностранные журналисты побывали на выставке первых цветных фотографий Российской империи «Просторы России в цветной фотографии Сергея Прокудина-Горского». Впервые 40 из более чем двух тысяч находящихся в коллекции Президентской библиотеки оцифрованных снимков фотомастера были представлены общественности за рубежом. Аналогичная выставка состоялась и в Лейпциге.

«Фотография всё-таки, надо признаться, искусство протокольного характера» – заметил в одной из статей Прокудин-Горский.

Именно этот преисполненный любви к родной стране «протокол» мастера светописи является теперь ценнейшим документом в области истории, культурологи и этнографии и отражает подлинное состояние России рубежа XIX – XX веков.