Поделиться материалом в соцсетях:

Ко дню рождения основателя династии Романовых – новые материалы Президентской библиотеки

22 июля 2021

К 425-й годовщине со дня рождения Михаила Фёдоровича Романова, первого царя из династии, правившей Россией 304 года, Президентская библиотека значительно обновила коллекцию «Земский собор 1613 года. Воцарение новой династии», пополнив её разнообразными, в том числе редкими, материалами.

Новые поступления, доступные на портале учреждения, показывают подробную картину тяжёлых времён Смуты, предшествовавших воцарению Михаила Фёдоровича: войн, оккупации, восстаний, голода, самозваных правителей, междуцарствия. Об этом рассказывается в историческом очерке «События смутного времени на Руси» (1912) писателя-историографа Николая Королькова: «Беда следовала за бедой, одна другой злее… <…> Разрывалась на части, опустошалась Русская земля. Казалось, близок был конец Московскому государству, оставшемуся без государя». Художественная интерпретация этих событий представлена в сборнике стихов и прозы «Смутное время на Руси и избрание на царство Михаила Феодоровича Романова…» (1911), составленном педагогом и историком Константином Елпатьевским, куда вошли произведения Пушкина, Жуковского, Островского, Рылеева и др.

Будущий царь, Михаил Фёдорович, родился 22 (12 по старому стилю) июля 1596 года в Москве. Семью Романовых во время правления Бориса Годунова преследовали, обвинив в намерении отравить царя. Отца Михаила, Фёдора Никитича, насильно постригли в монахи под именем Филарета, мать, Ксению Ивановну – под именем Марфы. Их малолетний сын, Михаил Фёдорович, вместе с сестрой и тёткой Анастасией Никитичной был сослан на Белое озеро. «Такое тяжёлое детство, без забот и ласки матери и отца, положило на всю жизнь будущего царя оттенок грусти», – говорится в сочинении профессора истории Владимира Назаревского «Великие исторические годовщины» (1911).

В доступных теперь на портале изданиях приведены обстоятельства избрания Земским собором и призвания Михаила Романова на царство в феврале 1613 года. «…Утром в Успенском соборе, после молебствия, приступили к избранию. Михаил был избран единогласно. <…> После избрания царём Михаила Феодоровича собор постановил отправить к нему и к матери его, инокине Марфе, посольство для умоления вновь избранного царя принять престол. <…> Собором посольству была дана подробная инструкция, как вести себя, как просить, что отвечать на возможныя со стороны матери и сына возражения по поводу избрания. <…> Михаил, услышав „моление“, „отрицашеся со многими слезами и рыданием и гневом“; мать, плача, также отказывалась благословить сына. <…> Только через 6 часов инокиня Марфа „царское своё сердце на милость преложи“ и сказала, что „ради многих молений всего православнаго христианства она даёт сына своего, света очей своих, на царство“. Согласие матери понудило и Михаила дать своё согласие», – говорил профессор Евгений Трифильев в своей речи «Избрание Михаила Феодоровича Романова на царство» (1913).

Роль матери в жизни Михаила подчеркнул русский историк Николай Костомаров в исследовании «Царь Михаил Феодорович» (1921): «Молодой царь находился в покорности инокини матери… Царь не смел ничего начинать без благословения матери, а главная сила ея была в том, что царь приближал к себе и слушал советы таких людей, которым она благоприятствовала. <…> Жизнь царя была опутана множеством обрядов, носивших на себе более или менее церковный или монашеский характер. Это приходилось по нраву Михаилу, который вообще был тих, незлобив и сосредоточен».

Автор сообщает и малоизвестные подробности первого сватовства царя в 1616 году к Марье Хлоповой: «Выбранная невеста немедленно была взята „наверх“ (во дворец…) и велено ей оказывать почести, как царице… <…> Вдруг наречённая невеста заболела… Сначала родные думали, что это сделалось с нею от неумеренного употребления „сластей“ и уговаривали есть поменьше. <…> Бояре знали, что царская мать не любит Хлопову и желает её удалить; в угоду ей произнесли они приговор, что Хлопова „к царской радости непрочна“, т. е. что свадьбы не должно быть. <…> Хлопову поместили у ея бабки на подворье, а через десять дней сослали в Тобольск…»

Пополнившие коллекцию оцифрованные издания – «О русском войске в царствование Михаила Феодоровича…» (1846) историка Ивана Беляева, «Высшие правительственные лица времён царя Михаила Фёдоровича» (1857) академика Константина Арсеньева, и другие, дают представление о жизни Руси при Михаиле Фёдоровиче Романове. Так, в упомянутой книге Владимира Назаревского можно найти подробный иллюстрированный рассказ о восстановлении царём Москвы: строительстве храмов, обустройстве слобод и Китай-города, реставрации и украшении Кремля.

Особый интерес в обновлённой коллекции представляют подлинные свидетельства той эпохи, например, «Наказ государя, царя Михаила Феодоровича, данный на управление г. Кокшайском…» (1913), описание путешествия немецкого учёного Олеария (Адама Эльшлегера) по Руси в 1634–1638 годах «О состоянии России в царствование Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича» (1861), «Фотокопия грамоты царя Михаила Феодоровича В. Г. Потулову 1618 года». Например, издание «Повседневных дворцовых времени Государей царей и Великих князей Михаила Феодоровича, и Алексея Михайловича, записок» (1769) дает возможность из первых рук узнать, что 4 сентября 1632 года состоялась встреча Фёдора Михайловича, патриарха Филарета и посла датского короля «…в золотой в подписной палате. Государь был в своем царском платье и в диадиме скифетром, бояре и Окольничие, и Дворяне и Стольники были в золоте. <…> Рынды были в белом платье…».

Михаил Федорович скончался 23 (13 по старому стилю) июля 1645 года в Москве. Прожив 49 лет и процарствовав 32 года, первый царь из династии Романовых был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.