Раскол в Русской православной церкви
Формальной причиной разделения в Русской Православной Церкви стало исправление богослужения и книг по греческому образцу. Его началом традиционно считается издание Печатным двором Псалтири Следованной при патриархе Никоне в 1653 году. В богослужебные указания внесли некоторые изменения и изъяли статью о двоеперстии. Это вызвало бурное отторжение в среде духовенства и мирян, но церковные соборы 1654 и 1655 годов осудили противников новшества и постановили продолжить реформу. Идеологическое обоснование патриарх Никон напечатал в сборнике «Скрижаль» 1655 года, который, однако, не рискнул распространить. «Книжная справа» была известна в Москве со времен преподобного Максима Грека (ок. 1470–1555), но бурные дискуссии никогда не выходили за пределы узкого круга духовенства и заканчивались в худшем случае отправкой в монастырь на покаяние. Теперь русское общество оказалось расколото на две части. Для многих противостояние олицетворяли патриарх с одной стороны и протопоп Аввакум с другой, но скоро выявились более глубокие причины. Добровольный уход Никона в 1658 году из-за разногласий с царём Алексеем Михайловичем не изменил ситуацию. Большой Московский собор 1666–1667 годов окончательно свёл Никона с кафедры, но постановил продолжить дело исправления книг.
В дальнейшем борьба с расколом и казни старообрядцев продолжались. Во многом это было обусловлено их восприятием царя как воплощения антихриста. Старообрядчество было популярно в среде крестьянства, как свободного, так и крепостного, среди посадских людей и купечества, в том числе самого состоятельного. Постепенно власть была вынуждена идти на уступки. Пётр I обложил старообрядцев особыми налогами, но привлёк богатую верхушку, склонную к компромиссу. При императрице Екатерине II, а официально при её сыне императоре Павле идея митрополита Московского Платона (Левшина) о единоверии со старообрядцами получила законодательное выражение. Преследования тех, кто в отличие от единоверцев не принимал официальную церковь, продолжались, но среди русского промышленного и торгового капитала вес старообрядчества только увеличивался. К нему принадлежали такие знаменитые фамилии, как Морозовы, Рябушинские, «фарфоровый король» М. С. Кузнецов. Велик был вклад старообрядцев в сохранение и изучение древнерусской культуры. Значительная часть современных рукописных фондов библиотек – это старообрядческие собрания, как частные, так и общинные, как, например, Рогожского кладбища в Москве.
Коллекция включает цифровые копии официальных документов, архивных материалов, исследований, справочных и периодических изданий, хранящихся в фондах Российской государственной библиотеки, Российской национальной библиотеки, Государственной публичной исторической библиотеки (Центр социально-политической истории), Российского государственного исторического архива, Санкт-Петербургского государственного университета, Томского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного института культуры, Российского института истории искусств, Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения Российской академии наук, Института истории Сибирского отделения Российской академии наук, Тюменской областной научной библиотеки имени Д. И. Менделеева, Национальной библиотеки Республики Бурятия, Национальной библиотеки Республики Карелия, Забайкальской краевой универсальной научной библиотеки, Владимирской областной научной библиотеки, Самарской областной универсальной научной библиотеки, а также сайтов Российского государственного педагогического университета, Московского государственного университета, Уральского федерального университета, Байкальского государственного университета, Ивановского государственного университета, Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук, Института мировой литературы имени А. М. Горького Российской академии наук.
