Share content in social networks:

The Astrakhan Revolt

10 August 1705

July 30 (August 10) 1705, in Astrakhan, broke out a major popular uprising against the introduction by Peter I of new taxes and duties. The driving force behind the uprising was Streltsy, exiled by the tsar from Moscow after the Streltsy Uprising in 1698. The reason for the revolt was repressions, arbitrary extortions, and brutal methods of the Astrakhan governor, Timofei of Rzhev in implementing the tsar's ban on wearing Russian dress and beard.

The uprising, which broke out on the night of July 30 (August 10), was led by Streltsy, Ivan Sheludyak and Prokhor Nosov, the merchant Yakov Nosov and others. The rebels were joined by urban poor, workmen from fish and salt pans, boatmen, visiting merchants. Soldiers and Streltsy took the Astrakhan Kremlin and elected their own authority - the town assembly, which elected the Foremen Council. New taxes were repealed, salaries of Streltsy and soldiers increased, the decree to wear foreign clothes and shaving of beards repealed. The property of the executed governor Timofei of Rzhev and nobles was confiscated, and hated officers and nobles were killed on the spot or put to death by the resolution of the assembly.

Soon, the revolt spread to the neighboring fortified towns: Krasny Yar, Cherny Yar, Guriev, Terki and surrounding areas. However, rebels failed to engage in the the rebellion other cities of the Volga and the Don. Two attempts to capture Tsaritsyn, first by chieftain Deriglaz, then by Strelets A. Khokhlach were also unsuccessful. Military failures caused a split among the rebels. Wealthy merchants and the top Streltsy sent messengers to the tsar with the acknowledgement of their guilt.

Fearing the spread of the revolt on the Volga regions and the Don, in January 1706 the government sent two detachments of troops - the advanced one, led by Boyar P. I. Khovanskiy and the principal, led by Field Marshal B. P. Sheremetev - to suppress the riot.

13 (24) March 1706, tsar’s troops under the command of Sheremetev stormed Astrakhan, defeating the rebels. Initially, participants in the uprising, and even their leaders were promised amnesty. But soon the arrests began, the rebels were sent to Moscow for investigation, trial and punishment. In Moscow at different times, for taking part in the uprising were executed and died from torture 365 Astrakhan inhabitants.

Lit.: Голикова Н. Б. Астраханское восстание 1705-1706 гг. М., 1975; Декин Н. И. К истории Астраханской губернии (до 1917 г.). М., 1999; Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. СПб., 1914; Леонтьев Н. О значении Петра Великого для России вообще и в частности для Астраханского края. Астрахань, 1873; Макаренко Ю. А. История Астраханского края с древнейших времён до конца XIX века. Астрахань, 2007; Марков А. С. Петр I и Астрахань. Астрахань, 1994; Рыбушкин М. Записки об Астрахани. Астрахань, 1912; Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. Т. 8. М., 1993.

Поделиться материалом в соцсетях:

Астраханское восстание

10 августа 1705

30 июля (10 августа) 1705 г. в Астрахани вспыхнуло крупное народное восстание против вводимых Петром I новых налогов и повинностей. Основной движущей силой восстания были стрельцы, сосланные царём из Москвы после стрелецкого бунта 1698 г. Поводом к выступлению послужили репрессии, произвольные поборы, а также жестокие методы астраханского воеводы Тимофея Ржевского при проведении в жизнь царского запрета на ношение русского платья и бороды.

Восстание, вспыхнувшее в ночь на 30 июля (10 августа), возглавили стрельцы Иван Шелудяк и Прохор Носов, купец Яков Носов и др. К восставшим присоединились городская беднота, работные люди рыбных и соляных промыслов, бурлаки, приезжие торговцы. Солдаты и стрельцы захватили Астраханский кремль и выбрали свой орган власти — городское собрание (круг), которое избрало совет старшин. Были отменены новые налоги, повышено жалованье стрельцам и солдатам, отменён указ о ношении иностранного платья и брадобритии. Имущество казнённого воеводы и дворян было конфисковано, а ненавистные офицеры и дворяне убиты на месте или казнены по решению круга. Был казнён и воевода Т. Ржевский.

В скором времени восстание перекинулось на соседние городки-крепости: Красный Яр, Чёрный Яр, Гурьев, Терки и прилегающие районы. Однако поднять на восстание другие города Поволжья и Дона не удалось. Неуспешно закончились и две попытки взять Царицын, сначала атаманом Дериглазом, затем стрельцом А. Хохлачём. Военные неудачи вызвали раскол среди повстанцев. Зажиточные купцы и верхушка стрельцов отправили к царю посланцев с повинной.

Опасаясь распространения восстания на приволжские области и Дон, правительство в течение января 1706 г. направило на подавление бунта два отряда войск — передовой во главе с боярином П. И. Хованским и основной, возглавляемый фельдмаршалом Б. П. Шереметевым.

13 (24) марта 1706 г. царские войска под командованием Шереметева штурмом овладели Астраханью, разгромив восставших. Первоначально участникам восстания и даже их предводителям была обещана амнистия. Но вскоре начались аресты, повстанцев стали направлять в Москву для следствия, суда и наказания. Всего в Москве в разное время за участие в восстании было казнено и умерло от пыток 365 астраханцев.

Лит.: Голикова Н. Б. Астраханское восстание 1705-1706 гг. М., 1975; Декин Н. И. К истории Астраханской губернии (до 1917 г.). М., 1999; Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. СПб., 1914; Леонтьев Н. О значении Петра Великого для России вообще и в частности для Астраханского края. Астрахань, 1873; Макаренко Ю. А. История Астраханского края с древнейших времён до конца XIX века. Астрахань, 2007; Марков А. С. Петр I и Астрахань. Астрахань, 1994; Рыбушкин М. Записки об Астрахани. Астрахань, 1912; Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. Т. 8. М., 1993.