Поделиться материалом в соцсетях:

«Русский зритель шёл в театр не только за эмоциями эстетического порядка» – свидетельствуют материалы новой коллекции Президентской библиотеки

2 декабря 2019

«Ни в одной стране театр не играл такой роли, как в России, – говорится в раритетном издании под редакцией В. Каллаша и Н. Эфроса «История русского театра» (1914). – Начав жить значительно позднее других, русский театр во всех его слагающих частях… развивался с такой напряжённостью и быстротой, что успел к нашему времени сравняться с западно-европейским театром в глубине и красоте своих достижений. <…> Русский зритель шёл в театр не только за эмоциями чисто эстетического порядка: в нём он искал и находил ответы и на иные запросы, в том числе общественные. „Театр-школа“, „театр-кафедра“: эти определения особенно подходили к русскому театру. Это поставило в России театр в положение совершенно исключительное».

В Год театра Президентская библиотека оцифровала редкие материалы, посвящённые русской сцене. В настоящее время с ними можно  ознакомиться на портале учреждения в электронной коллекции «Год театра в России», основу которой составляют архивные дела фонда «Дирекция императорских театров МИДа» Российского государственного исторического архива (РГИА).

Коллекция насчитывает более тысячи единиц хранения. В её состав включены, например, «Драматический альбом для любителей театра и музыки на 1826 год, изданный А.  Писаревым и А. Верстовским» (1826), архивное «Дело о запрещении играть на русском языке переведенную с французского пьесу «Стакан воды» (1842), книги В. И. Покровского «Александр Петрович Сумароков» (1911) и М. А. Яковлева «М. Ю. Лермонтов – как драматург» (1924), сочинение М. Д. Загорского «Пушкин и театр» (1940), комплект открыток «Фотография императорских театров. Из летописи Мариинского театра» (2001) и автореферат диссертации М. В. Анестратенко «Синтез искусств в музыкальном театре конца XIX – начала XX веков: истоки метода работы Ф. И. Шаляпина над ролью» (2016).

Русский театр берёт свое начало с давних времён. Славянские обряды и праздники сопровождались песнями, плясками, заклинаниями, в них принимали участие ряженые. Про это можно прочесть в книгах А. Архангельского «Театр до-Петровской Руси» (1884), В. Всеволодского-Гернгросса  «Краткий курс истории русского театра» (1936) и др. В последней говорится: «Ещё до развития в России театра носителями „актёрского“ искусства в старой Руси были так называемые скоморохи – балагуры-весельчаки, в одно и то же время игравшие на музыкальных инструментах, сказывавшие исторические песни и сказки, плясавшие, водившие кукол и учёных медведей и т. д. Они были душою всех праздничных собраний, особенно святок, масленицы, свадеб».

Настоящий интерес к театру появился в середине XVII века, в правление Алексея Михайловича. Но представления тогда были предназначены только для знати.

Великий преобразователь Пётр I не обошёл своим вниманием и нарождающуюся русскую сцену. Об этом можно прочесть в упоминавшемся выше  издании «История русского театра» (1914) и в исследовании приват-доцента Московского университета А. Кизеветтера  «Первый общедоступный театр в России» (1917), где говорится: «Пётр поставил русской сцене ещё одну задачу. По его мысли, театр должен был сделаться общенародным, не источником удовольствия одного привилегированного меньшинства, а образовательным орудием для всей массы народа».

Идея театра, доступного для народа, в первые десятилетия XVIII века была подхвачена широкими слоями населения и вызвала ряд попыток демократизации театра. «Разночинная интеллигенция посадской Москвы в первой половине XVIII ст. была единственным хранителем, представителем и производителем театрального, если не искусства, то ремесла, которое недалеко находилось и от искусства, развивая в своей публике вкус,» – читаем в исследовании «История русского театра». Поразительно быстрым было развитие самых разнообразных видов театра – придворного, казённого, частного, предпринимательского и крепостного, фабричного и прочих.

Первым профессиональным театром в России стал общедоступный театр в Ярославле, созданный купцом Ф. Г. Волковым. В 1752 году его актёры дали представления в Царском Селе, а в 1756-м ярославский театр стал официально именоваться «Русским для представления трагедии и комедии театром». Репертуар составляли преимущественно пьесы Сумарокова.

При Екатерине II театральное искусство в России переживает подлинный расцвет: помимо приглашаемых иностранных трупп императрицей учреждается самостоятельная Дирекция всех придворных театров, которая просуществует до конца правления династии Романовых. У русского дворянства последующего времени возникает мода иметь домашние театры: со второй половины XVIII века по 40-е годы XIX века действовало более 170 крепостных театров, из них 53 в Москве.

В книге Н. Евреинова «Крепостные актёры» (1925) рассказывается, что первое выступление крепостных на сцене относится к 1744 году, когда в придворном театре по случаю обручения наследника престола Петра Фёдоровича с немецкой принцессой, будущей Екатериной Великой, был исполнен «Балет цветов».

У графа П. Б. Шереметева театров было три: один в Москве и два в подмосковных имениях Кускове и Останкине. По величине Кусковский театр равнялся Московскому Малому, но изящностью отделки и роскошью во много раз превосходил  его. «Однако театр гр. Шереметева стяжал у современников громкую славу не столько богатой красотой архитектуры, – продолжает Н. Евреинов в издании «Крепостные актёры», – сколько отличным исполнением талантливых и образованных крепостных артистов. Состав труппы вместе со специальными портными и парикмахерами доходил до 230 человек».

О специфике набирающего в России опыт театрального дела чрезвычайно интересно размышляет Д. Коровяков в сочинении  «Вокруг театра: попутные наброски по вопросам сценического искусства, театрального дела и литературы»  (1894).

Вместе с развитием театра шло формирование нового литературного жанра – театральной критики, о чём свидетельствуют документы коллекции, такие как «Дело об исходатайствовании издателю „Северной пчелы“ позволения печатать в издаваемой им газете разбор представляемых на Придворном театре пьес и суждения по ним» (1825).

На рубеже XIX – XX веков в России появляются великие теоретики и практики театра. К. Станиславский и В. Немирович-Данченко создают общедоступный Московский Художественный театр (МХТ).

После Октябрьской революции все российские театры были переданы в ведение отдела искусств Государственной комиссии по просвещению, а в 1919 году произошла национализация театров. Часть профессионалов сцены не захотели сотрудничать с большевиками и эмигрировали в Европу. В коллекции Президентской библиотеки представлены, в частности, несколько номеров издававшегося в Берлине журнала русской эмиграции «Жар-птица», среди основных тем которого были театр и изобразительное искусство.

Во времена СССР большим успехом пользовался Ленинградский Большой драматический театр под руководством Г. Товстоногова. О «золотом веке» БДТ напоминает комплект открыток с фотографиями ведущих актёров: «Академический Большой драматический театр им. М. Горького. Актёры в ролях» (2017).

Через 20 лет после смерти Станиславского Жан Вилар, один из крупнейших актёров и режиссёров Франции, писал: «Тысячи зрителей, посещающих по вечерам театры в Нью-Йорке или Москве, в Риме или Париже, в Барселоне или Лондоне, не знают, что то, чем они восхищаются на сцене – начиная с актёрской игры и кончая деталями постановки, – всё сплошь и рядом является следствием уроков Станиславского. Достижения театрального искусства в XX веке невозможно не только представить, но и понять, не оценив всего того, что внёс в него Станиславский».