Год театра в России

Год театра в России

Коллекция Президентской библиотеки, приуроченная к проведению Года театра в России, отражает различные аспекты развития театрального дела в нашей стране: историю возникновения театра в допетровской Руси, театральные традиции народов России, деятельность органов по управлению театрами в Российской империи, современные поиски новых форм и жанров, нормы и правила для актёров и других связанных с театром специальностей, оформление и проведение спектаклей, театральную жизнь в регионах. В отдельный раздел выделены материалы персонального характера – биографические сведения о режиссёрах, актёрах и других представителях театра.

В коллекцию включены официальные документы, архивные материалы, монографии, сериальные издания, изобразительные, аудиовизуальные и др. материалы. Основу собрания составляют архивные дела фонда 497 «Дирекция императорских театров МИДв», хранящегося в РГИА. Также партнёрами при формировании коллекции выступили следующие учреждения: библиотеки (Библиотека Администрации Президента РФ, Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека, Государственная публичная историческая библиотека, Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека, Центральная военно-морская библиотека, Центральная городская публичная библиотека им. В. В. Маяковского, ЦБС Красногвардейского района Санкт-Петербурга, Белгородская государственная универсальная научная библиотека, Владимирская областная универсальная научная библиотека, Донская государственная публичная библиотека, Забайкальская краевая универсальная научная библиотека, Московская областная государственная научная библиотека, Национальная библиотека Республики Бурятия, Национальная библиотека Республики Коми, Пензенская областная библиотека, Пензенская областная библиотека для детей и юношества, Самарская областная универсальная научная библиотека, Ставропольская краевая универсальная научная библиотека, Тульская областная универсальная научная библиотека, ЦБС Карабашского городского округа (Челябинская область), Межрайонной централизованной библиотечной системы Пластовского района (Челябинская область), архивы (Российский государственный исторический архив, Ленинградский областной государственный архив в г. Выборге, Архивная служба Кабардино-Балкарской Республики), высшие учебные заведения (Санкт-Петербургский государственный университет, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Санкт-Петербургское музыкальное училище им. Н. А. Римского-Корсакова, Костромской государственный университет, Уральский федеральный университет), музеи и научные учреждения (Государственный Русский музей, Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник, Детский музей открытки, Музей Фаберже, Российский институт истории искусств), театры, культурные центры и фонды (Камерный музыкальный театр «Санкт-Петербург Опера», Челябинский государственный драматический Камерный театр, Челябинский центр искусств «Театр+Кино» (Театр «Манекен»), Челябинский государственный театр кукол им. В. Вольховского, Дом культуры «Бригантина» г. Миасса (Челябинская область), Культурно-исторический фонд «Связь времён», Культурный фонд Юлиана Семёнова, Фонд исторической фотографии Карла Буллы), средства массовой информации (Русский исторический канал, МКУ «Столица Урала», «Наше Радио», ОАО «Красная звезда»).

На настоящий момент коллекция насчитывает более 1000 единиц.

 

Русский театр берёт своё начало в древности. Славянские обряды и праздники сопровождались песнями, плясками, заклинаниями, в них принимали участие ряженые, изображавшие мифологических существ, богов и т. д. Ни один праздник на Руси не обходился без театрализации. Сначала это были простые представления, в которых принимали участие целые деревни, позже они превратились в народные драмы. Также на Руси издавна существовали скоморохи – бродячие певцы, музыканты, дрессировщики, акробаты.

Настоящий интерес к театру появляется в середине XVII века, в правление Алексея Михайловича. Царь пригласил немецкого пастора Грегори и актёрскую труппу, которая была собрана из разных стран; пастор также должен был обучать актёрскому мастерству русских юношей.

Великий преобразователь, Пётр I не оставил своим вниманием и театр. Пётр хотел видеть театр светским, понятным, и в 1702 году предпринял попытку создать публичный театр.

Дочь Петра I Елизавета Петровна поощряла развитие всех видов искусств, в том числе и театра − музыкального и драматического. Дворянская знать, по примеру императрицы, любила устраивать маскарады, зрелища, театральные представления. В середине XVIII века театр стал исключительно придворным. Появилась мода на собственные театры, актёрами в которых была дворовая челядь.

Первым профессиональным театром в России стал общедоступный театр в Ярославле, созданный купцом Ф. Г. Волковым (1729–1763). В 1752 году театр по приказу императрицы сыграл свои спектакли в Царском Селе, а в 1756-м ярославский театр стал официально именоваться «Русским для представления трагедии и комедии театром». Репертуар театра составляли русские драматические произведения (преимущественно пьесы Сумарокова).

При Екатерине II театральное искусство в России переживает подлинный расцвет: помимо приглашаемых иностранных трупп, императрицей учреждается самостоятельная Дирекция всех придворных театров, которая в том или ином виде просуществует до конца правления Романовых. В Петербурге для просвещённой публики строятся два Оперных дома, большое театральное здание – будущий Большой Каменный театр. Императорские театры руководствовались вкусами правящих монархов и интересами проводимой государством политики.

Традиция содержать домашние театры получила своё развитие у русского дворянства последующего времени: со второй половины XVIII века по 40-е годы XIX века действовало более 170 крепостных театров, из них 53 в Москве, в том числе театры князя Н. Б. Юсупова (1750–1831) и Н. П. Шереметева (1751–1809).

Театр в России постепенно завоевал не только обе столицы, но и губернские города, в которых уже в начале XIX века появились театральные кружки, любительские и так называемые солдатские, то есть гарнизонные театры, получил развитие и театр на принципах антрепризы.

В XIX веке каждое десятилетие возникают новые театры в Москве, Санкт-Петербурге, провинциальных городах, открываются театральные училища в Москве. Ставятся произведения A. C. Грибоедова, H. B. Гоголя и А. Н. Островского и европейских драматургов.

В 1832 году в Санкт-Петербурге создаётся Александринский театр.

На рубеже XIX и XX веков в России появляются великие теоретики и практики театра. С новаторскими идеями в театральный мир приходят К. С. Станиславский (1863–1938) и В. И. Немирович-Данченко (1858–1943). Они создают Московский Художественный театр (МХТ), который по замыслу основателей становится общедоступным.

Театральная жизнь в России начинает интенсивно развиваться. Система Станиславского обретает реальное воплощение и завоёвывает последователей во всём мире.

Благодаря Станиславскому появляется плеяда известных режиссёров, среди которых наибольшей индивидуальностью обладали Всеволод Мейерхольд (1874–1940) и Евгений Вахтангов (1883–1922). В 1914 году был создан Камерный театр, который тесно связан с творчеством А. Я. Таирова (1885–1950).

После Октябрьской революции все российские театры были переданы в ведение отдела искусств Государственной комиссии по просвещению, а в 1919 году произошла национализация театров.

В советский период театр стал государственным делом, многим театрам стали присваивать звания академических, создавались новые театры. В 1920 году в Москве открылась Третья студия МХТ под руководством Е. Б. Вахтангова (впоследствии Театр имени Вахтангова). В эти годы в Москве создаются Театр Революции (1922, позже – Театр имени Маяковского); Театр имени МГСПС (1922, сегодня – Театр имени Моссовета); Московский театр для детей (1921, с 1936 года – Центральный детский театр), в Петрограде – Большой драматический театр (1919); Театр юных зрителей (1922).

Новый период в театральной деятельности наступает с 1932 года. В качестве метода в искусстве начинает формироваться социалистический реализм.

В тяжелейшие для страны годы Великой Отечественной войны советское театральное искусство не исчезло, театры эвакуировались в тыл и продолжали работать.

Новые театральные концепции и эстетика начали формироваться уже в послевоенное время, в середине XX века. В Ленинграде – под руководством Г. Товстоногова, в Москве новая театральная эстетика ассоциируется с именем А. Эфроса.

Театр постсоветского периода характеризуется относительной идеологической свободой. Стали образовываться театры-студии, появились антрепризные постановки. Однако возникли и трудности, связанные с изменением экономической политики, посещаемость театров снизилась.

В начале XXI века ситуация стала выправляться, российский театр стал более разнообразным и по репертуару, и по постановкам, рассчитанным на любые зрительские предпочтения и возрастные группы. У театров, имеющих давнюю историю, началась вторая жизнь: сформировались труппы, в которых работают мэтры и молодёжь. Привлечение новых драматургов и режиссёров вдохнуло в театры новую жизнь.