Год театра в России

Год театра в России

Русский театр берёт свое начало в древности. Славянские обряды и праздники сопровождались песнями, плясками, заклинаниями, в них принимали участие ряженые, изображавшие мифологических существ, богов и т. д. Ни один праздник на Руси не обходился без театрализации. Сначала это были простые представления, в которых принимали участие целые деревни, позже они превратились в народные драмы. Также на Руси издавна существовали скоморохибродячие певцы, музыканты, дрессировщики, акробаты.

Настоящий интерес к театру появляется в середине XVII века, в правление Алексея Михайловича. Царь пригласил немецкого пастора Грегори и актёрскую труппу, которая была собрана из разных стран; пастор также должен был обучать актерскому мастерству русских юношей.

Великий преобразователь, Пётр I не оставил своим вниманием и театр. Пётр хотел видеть театр светским, понятным, и в 1702 году предпринял попытку создать публичный театр.

Дочь Петра I Елизавета Петровна поощряла развитие всех видов искусств, в том числе и театра − музыкального и драматического. Дворянская знать, по примеру императрицы, любила устраивать маскарады, зрелища, театральные представления. В середине XVIII века театр стал исключительно придворным. Появилась мода на собственные театры, актёрами в которых была дворовая челядь.

Первым профессиональным театром в России стал общедоступный театр в Ярославле, созданный купцом Ф. Г. Волковым (1729–1763). В 1752 году театр по приказу императрицы сыграл свои спектакли в Царском Селе, а в 1756-м ярославский театр стал официально именоваться "Русским для представления трагедии и комедии театром". Репертуар театра составляли русские драматические произведения (преимущественно пьесы Сумарокова).

При Екатерине II театральное искусство в России переживает подлинный расцвет: помимо приглашаемых иностранных трупп императрицей учреждается самостоятельная Дирекция всех придворных театров, которая в том или ином виде просуществует до конца правления Романовых. В Петербурге для просвещённой публики строятся два Оперных дома, большое театральное здание – будущий Большой Каменный театр. Императорские театры руководствовались вкусами правящих монархов и интересами проводимой государством политики.

Традиция содержать домашние театры получила своё развитие у русского дворянства последующего времени: со второй половины XVIII века по 40-е годы XIX века действовало более 170 крепостных театров, из них 53 в Москве, в том числе театры князя Н. Б. Юсупова (1750–1831) и Н. П. Шереметева (1751–1809)

Театр в России постепенно завоевал не только обе столицы, но и губернские города, в которых уже в начале XIX в. появились театральные кружки, любительские и так называемые солдатские, т.е. гарнизонные театры, получил развитие и театр на принципах антрепризы.

В XIX в. каждое десятилетие возникают новые театры в Москве, Санкт-Петербурге, провинциальных городах, открываются театральные училища в Москве.

Ставятся произведения A. C. Грибоедова, H. B. Гоголя и А. Н. Островского и европейских драматургов.

В 1832 году в Санкт-Петербурге создаётся Александринский театр.

На рубеже XIX и XX веков в России появляются великие теоретики и практики театра. С новаторскими идеями в театральный мир приходят К. С. Станиславский (1863–1938) и В. И. Немирович-Данченко (1858–1943). Они создают Московский Художественный театр (МХТ), который по замыслу основателей становится общедоступным.

Театральная жизнь в России начинает интенсивно развиваться. Система Станиславского обретает реальное воплощение и завоёвывает последователей во всём мире.

Благодаря Станиславскому появляется плеяда известных режиссеров, среди которых наибольшей индивидуальностью обладали Всеволод Мейерхольд (1874–1940) и Евгений Вахтангов (1883–1922). В 1914 году был создан Камерный театр, который тесно связан с творчеством А. Я. Таирова (1885–1950).

После Октябрьской революции все российские театры были переданы в ведение отдела искусств Государственной комиссии по просвещению, а в 1919 году произошла национализация театров.

В советский период театр стал государственным делом, многим театрам стали присваивать звания академических, создавались новые театры. В 1920 году в Москве открылась Третья студия МХТ под руководством Е. Б. Вахтангова (впоследствии театр имени Вахтангова). В эти годы в Москве создаются театр Революции (1922, позже – театр имени Маяковского); театр имени МГСПС (1922, сегодня – театр имени Моссовета); Московский театр для детей (1921, с 1936 года – Центральный детский театр), в Петрограде – Большой драматический театр (1919); Театр юных зрителей (1922).

Новый период в театральной деятельности наступает с 1932 года. В качестве метода в искусстве начинает формироваться социалистический реализм.

В тяжелейшие для страны годы Великой Отечественной войны советское театральное искусство не исчезло, театры эвакуировались в тыл и продолжали работать.

Новые театральные концепции и эстетика начали формироваться уже в послевоенное время, в середине XX века. В Ленинграде – под руководством Г. Товстоногова, в Москве новая театральная эстетика ассоциируется с именем А. Эфроса.

Театр постсоветского периода характеризуется относительной идеологической свободой. Стали образовываться театры-студии, появились антрепризные постановки. Однако возникли и трудности, связанные с изменением экономической политики, посещаемость театров снизилась.

В начале XXI века ситуация стала выправляться, российский театр стал более разнообразным и по репертуару, и по постановкам, рассчитанным на любые зрительские предпочтения и возрастные группы. У театров, имеющих давнюю историю, началась вторая жизнь: сформировались труппы, в которых работают мэтры и молодежь. Привлечение новых драматургов и режиссёров вдохнуло в театры новую жизнь.

Коллекция Президентской библиотеки, приуроченная к проведению Года театра в России, отражает различные аспекты развития театрального дела в нашей стране: историю возникновения театра в допетровской Руси, театральные традиции народов России, деятельность органов по управлению театрами в Российской империи, современные поиски новых форм и жанров, нормы и правила для актёров и других связанных с театром специальностей, оформление и проведение спектаклей, театральную жизнь в регионах. В отдельный раздел выделены материалы персонального характера – биографические сведения о режиссёрах, актёрах и других представителях театра.

В собрание включены официальные документы, архивные материалы, монографии, сериальные издания, изобразительные материалы, аудиовизуальные ресурсы и т. д. Основу коллекции составляют архивные дела фонда 497 «Дирекция императорских театров МИДа», хранящегося в РГИА. Помимо архивных учреждений партнёрами выступили федеральные и региональные библиотеки и театры.

На настоящий момент коллекция насчитывает более 1000 единиц.

Поделиться материалом в соцсетях: