А. С. Пушкин о Летнем саде: «Я в нём дома»

5 апреля 2020

5 апреля 1704 года встречается первое упоминание о жемчужине в ожерелье садово-парковых ансамблей Петербурга – Летнем саде, которому на портале Президентской библиотеки посвящена коллекция интереснейших электронных материалов. И этот день традиционно считается днём его рождения.

Место для своего летнего пребывания в ещё только начинавшем строиться Петербурге Пётр I выбрал сразу, в 1703 году: для него прекрасно подошёл заросший ельником регулярный голландский сад шведского офицера Э. Б. Коноу. План будущего парка царь нарисовал собственноручно.

Первоначально здесь высаживались однолетние растения – «летники», отсюда и произошло название Летнего сада. Однако уже через некоторое время в саду появились каштаны из Гамбурга, сирень из Любека, южные плодовые деревья из Львова.

Но не только разнообразнейшая флора стала украшением нового сада, задуманного Петром по образцу виденных им западноевропейских парков. Летний дворец, павильоны, галереи, статуи и бюсты, первые в России фонтаны – всё это превратило новый парк в подлинное произведение искусства.

Под непосредственным руководством Петра Великого сад с каждым годом совершенствовался. Как отмечал С. А. Князьков в издании «Картины по русской истории» (1913), цифровая копия которого размещена на портале Президентской библиотеки, «нынешний Летний сад – небольшой остаток того, что было. Летний сад петровских времён занимал всё пространство между Мойкой и Фонтанкой от Невы до Невскаго проспекта». Далее автор рассказывает, что «у Петра была страсть к торжественным шествиям, аллегорическим процессиям и маскарадам… Гулянье в Летнем саду и другия празднества происходили при точном соблюдении изданных в 1718 году правил о том, как следует устраивать ассамблеи. <…> Ассамблеи, общественные собрания, маскарады, торжественные обеды, празднества в честь славных событий царствования, заведённыя Петром Великим имели огромное воспитательное значение для того времени, создавали самую общественную жизнь, приучали людей быть и веселиться вместе».

День именин царя в Летнем саду С. А. Князьков описывает так: «Праздник начинался около пяти часов вечера после обеда; к этому времени на обширной лужайке сада – на Царицыном лугу – выстраивались Преображенский и Семёновский полки; царь угощал солдат, поднося им собственноручно в деревянных чашках вино и пиво. В саду у одного из фонтанов помещалась царица со всей царской фамилией и дамами двора. В галлереях сада ставили столы с фруктами и сладостями. Царь и гости подходили время от времени к угощениям и брали, что кому нравилось. <…>…в открытой галерее на берегу Невы начинались танцы, на лугу тысячами разноцветных огней, с треском и шумом ракет и римских свечей разгорался блестящий фейерверк, всегда искусно составленный самим царём, очень любившим эту огненную потеху».

В построенном в 1725 году дворце для проведения особо важных празднеств, названном «Зала славных торжествований», хранились собранные Петром картины Рубенса, Рембрандта, Ван Дейка и других художников. Это место стало первым художественным музеем в России.

При Елизавете Петровне, в 1752 году, произошло знаменательное событие – согласно указу императрицы в Летнем саду по выходным дням и праздникам были разрешены прогулки прилично одетых посетителей, то есть парк превратился в место общественного отдыха.

В 1783 году была установлена, а через год окончательно оформлена знаменитая ограда Летнего сада, про которую позже поэтесса А. А. Ахматова написала: «…тот единственный сад, Где лучшая в мире стоит из оград».

Есть легенда, что некий богатый англичанин, наслышанный о красотах Санкт-Петербурга, решил посмотреть на них своими глазами. Но в белую ночь, взглянув с палубы своей яхты, стоявшей на Неве, на ограду Летнего сада, иностранец решил на берег не сходить – ведь всё самое прекрасное он уже увидел. Другая легенда рассказывает, что в 30-х годах XX века американцы предложили в обмен на ограду сотню новых паровозов.

В XIX веке Летний сад перешёл в ведение городских властей. Он стал местом прогулок и встреч выдающихся представителей российской культуры – В. А. Жуковского, И. А. Гончарова, И. А. Крылова. Молодой Т. Г. Шевченко делал в Летнем саду наброски со статуй, а А. С. Пушкин писал жене: «Я в нём дома».

Историю Летнего сада омрачают три страшных наводнения – 1777, 1824 и 1924 годов, принёсших серьёзные разрушения и необходимость восстановления и реконструкций. После первого наводнения сад был практически уничтожен, восстановительные работы значительно изменили его облик. Второе было настоящим потопом, после третьего сад приводили в порядок 10 лет.

Во время ленинградской блокады в Летнем саду размещались зенитные расчёты, а в павильонах – казармы и склад боеприпасов. Скульптуры укрыли в земле, в 1942 году газоны и цветники отдали под огороды.

И каждый раз, возрождаясь, Летний сад не только преображался, но и хорошел.

В 2004 году территория Летнего сада с Летним дворцом и Домиком Петра I вошла в состав Государственного Русского музея.

После масштабной трёхлетней реконструкции в 2012 году ставший пейзажным парк снова обрёл облик регулярного, каким его и задумывал Пётр I. Ни время, ни разрушения не властны над Летним садом. «Белеющие статуи в жеманных позах, склонённые друг к другу старые липы, яркая зелень весной или шуршащая под ногами красная и жёлтая листва клёнов, дубов и лип – весь этот уголок, как во времена Петра, так и ныне, не перестаёт быть самым привлекательным…» – так писал Н. Е. Лансере в 1929 году в книге «Летний дворец Петра Первого», доступной на портале Президентской библиотеки.