Share content in social networks:

Birthday anniversary of Peter A. Kropotkin, eminent Russian revolutionary and theorist of anarchism

9 December 1842

November 27 (December 9) 1842 in Moscow was born an eminent Russian revolutionary and theorist of anarchism, geographer Peter Alexeyevich Kropotkin.

Russian princely family of Kropotkins had been known since the middle of the 15th century - it was one of the distant side branches of Rurikids. Peter’s father, Alexey, was major-general and major landowner, and his grandfather from his mother’s side - a hero of the Patriotic War of 1812, General N. Sulima. Kropotkin studied in the 1st Moscow classical school, after which he entered the Page Corps - an elite military school. In 1862, having graduated from the Corps, he received the rank of officer, and on his own will was assigned for service in the Amur Cossack cavalry. Kropotkin soon became an official for special assignments to the Governor of the Transbaikal, B. K. Kukel. In this capacity, he participated in a number of geographical, ethnographic and geological expeditions to Eastern Siberia, Baikal and Manchuria.

In 1867, Kropotkin retired from military service and entered the Physics and Mathematics Faculty of the St. Petersburg University. At the same time he joined the Statistics Committee of the Ministry of Internal Affairs, headed by a prominent researcher and scholar P. P. Semenov-Tyan-Shansky. Soon Peter A. became a member of the Russian Imperial Geographical Society and met with prominent geographers and travelers such as N. N. Miklukho-Maclay, N. A. Severtsov, A. P. Fedchenko and N. M. Przhevalsky. Kropotkin combined his scientific career with socio-political: in 1872 during a trip abroad, he joined the Jura Federation - the Swiss section of the First International, whose leader and inspirer was M. A. Bakunin, and after returning to Russia, joined the circle of "Tchaikovsky "- an important populist organization. As a member of the organization he took part in the revolutionary agitation of the workers and the "going to the people" in 1874.

In April 1875, at the Russian Geographical Society, Kropotkin delivered a lecture on the existence of the glacial epoch, which caused a sensation in the scientific community. But the next day, Peter was arrested on charges of involvement in the revolutionary movement and imprisoned in the Peter and Paul Fortress. On the personal order of Alexander II, Kropotkin was authorized to research in the prison, which resulted in the book "Studies on the Ice Age," where he justified the new theory. Soon Kropotkin due to poor health was transferred to the hospital, from where in the summer of 1876, he made a successful escape and managed to leave Russia.

In the 1870-1880's Kropotkin, living mainly in Switzerland and France, was playing a significant role in the European socio-political movement: actively published his works in various editions, a few times was under arrest and investigation. In 1886, he moved to England. The emigration had finally formed political views of Kropotkin. He developed and completed the basic ideas of the founders of anarchism, P. J. Proudhon and Bakunin. Kropotkin was a supporter of the social revolution, in which he saw the conscious act of the people, not a spontaneous rebellion, as believed Bakunin. After the implementation of the complete expropriation of all sources of exploitation, establishment of the direct exchange and the integration of labor, the society of the future was supposed to become a union of free communities, united by a free contract, and human activities should be based on the principles of mutual aid, solidarity and self-sacrifice.

In the early 1900's Peter actively participated in the activities of a number of anarchist organizations that supported the First Russian Revolution of 1905-1907. With the beginning of the World War I he took the defensive position. After the February Revolution, after 40 years of exile, Kropotkin returned to Russia, where he was enthusiastically welcomed by the public and the authorities. However, he rejected an offer of A. F. Kerensky to enter the Provisional Government. Kropotkin met the October Revolution with enthusiasm, not hiding however the disagreement with certain elements of the Bolshevik policy, which he expressed, in particular, during personal meetings with V. I. Lenin.

Peter A. Kropotkin died on February 8, 1921 in the town of Dmitrov, Moscow Province at the age of 78.

Lit.: Анисимов С. С. Путешествия П. А. Кропоткина. М., 1943; Кропоткин П. А. Собрание сочинений: В 7 т. СПб., 1906-1907; Он же. Великая французская революция 1789-1793. М., 1919; Он же. Государство и его роль в революции. М., 1917; Он же. Записки революционера. М., 1966; Он же. Этика. М., 1922; Маркин В. А Неизвестный Кропоткин. М., 2002; Пирумова Н. М. Пётр Алексеевич Кропоткин. М., 1972; Соколов Н. Н. П. А. Кропоткин как географ // Труды института истории естествознания АН СССР. Т. 4. М., 1952; Старостин Е. В. П. А. Кропоткин (1842-1921): Библиографический указатель печатных трудов: В 2 т. М., 1980; Ударцев С. Ф. Кропоткин.М., 1989.

From the Presidential library materials:

P. A. Kropotkin (1842-1921) : collection.

Родился революционер и теоретик анархизма Пётр Алексеевич Кропоткин

9 декабря 1842

27 ноября (9 декабря) 1842 г. в Москве родился выдающийся русский революционер, теоретик анархизма, учёный-географ Пётр Алексеевич Кропоткин.

Русский княжеский род Кропоткиных был известен с середины XV в. — он являлся одной из дальних боковых ветвей Рюриковичей. Отцом Петра Алексеевича был генерал-майор и крупный помещик Алексей Петрович, а дедом по линии матери — герой Отечественной войны 1812 г. генерал Н. С. Сулима. Образование Кропоткин получил в 1-й Московской гимназии, после окончания которой поступил в Пажеский корпус — элитное военно-учебное заведение. В 1862 г. по выпуску из корпуса он получил офицерское звание, и по собственному желанию был распределён для прохождения службы в Амурское конное казачье войско. Вскоре Кропоткин стал чиновником по особым поручениям при губернаторе Забайкалья Б. К. Кукеле. В этом качестве он принял участие в ряде географических, этнографических и геологических экспедиций по Восточной Сибири, Забайкалью и Маньчжурии.

В 1867 г. Кропоткин ушёл в отставку с военной службы и поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. Тогда же он начал работать в статистическом комитете Министерства внутренних дел, который возглавлял выдающийся исследователь и учёный П. П. Семёнов-Тян-Шанский. Вскоре Пётр Алексеевич стал действительным членом Императорского Русского географического общества и познакомился с крупнейшими географами и путешественниками Н. Н. Миклухо-Маклаем, Н. А. Северцовым, А. П. Федченко и Н. М. Пржевальским. Научную деятельность Кропоткин стал совмещать с общественно-политической: 1872 г. во время поездки за границу он вступил в Юрскую Федерацию — швейцарскую секцию Первого Интернационала, лидером и идейным вдохновителем которой был М. А. Бакунин, а после возвращения в Россию стал членом кружка «чайковцев» — значительной народнической организации. В её составе он участвовал в революционной агитации рабочих и в «хождении в народ» в 1874 г.

В апреле 1875 г. Кропоткин сделал в Русском географическом обществе доклад о существовании ледниковой эпохи, который произвёл настоящую сенсацию в научной среде. Однако на следующий день Пётр Алексеевич был арестован по обвинению в участии в революционном движении и заключён в Петропавловскую крепость. По личному распоряжению Александра II Кропоткину была предоставлена возможность научной работы в тюрьме, результатом которой стала книга «Исследования о ледниковом периоде», в которой он обосновал новую теорию. Вскоре Кропоткин по состоянию здоровья был переведён в госпиталь, откуда летом 1876 г. он совершил удачный побег и сумел покинуть Россию.

В 1870-1880-х гг. Кропоткин, проживая преимущественно в Швейцарии и Франции, играл значительную роль в европейском общественно-политическом движении: активно публиковался в различных изданиях, несколько раз находился под арестом и следствием. В 1886 г. он переселился в Англию. В эмиграции окончательно сформировались общественно-политические взгляды Кропоткина. Он развил и дополнил основные идеи родоначальников анархизма П. Ж. Прудона и Бакунина. Кропоткин был сторонником социальной революции, в которой он видел сознательное действие народа, а не стихийный бунт, как считал Бакунин. После осуществления полной экспроприации всех источников эксплуатации, установления прямого обмена и интеграции труда общество будущего должно было представлять собой союз вольных общин, объединённых свободным договором, а деятельность людей должна была быть основана на принципах взаимной помощи, солидарности и самопожертвования.

В начале 1900-х гг. Пётр Алексеевич активно участвовал в деятельности ряда анархистских организаций, выступал в поддержку первой русской революции 1905-1907 гг., а с началом Первой мировой войны встал на позицию оборончества. После Февральской революции, спустя 40 лет, проведённых в эмиграции, Кропоткин вернулся в Россию, где был восторженно встречен общественностью и властью, ответив, однако, на предложение А. Ф. Керенского войти в состав Временного правительства отказом. Октябрьскую революцию Кропоткин встретил с воодушевлением, не скрывая при этом несогласия с определёнными элементами политики большевиков, которое выражал, в том числе, и во время личных встреч с В. И. Лениным.

Пётр Алексеевич Кропоткин скончался 8 февраля 1921 г. в г. Дмитров Московской губернии в возрасте 78 лет.

Лит.: Анисимов С. С. Путешествия П. А. Кропоткина. М., 1943; Кропоткин П. А. Собрание сочинений: В 7 т. СПб., 1906-1907; Он же. Великая французская революция 1789-1793. М., 1919; Он же. Государство и его роль в революции. М., 1917; Он же. Записки революционера. М., 1966; Он же. Этика. М., 1922; Маркин В. А Неизвестный Кропоткин. М., 2002; Пирумова Н. М. Пётр Алексеевич Кропоткин. М., 1972; Соколов Н. Н. П. А. Кропоткин как географ // Труды института истории естествознания АН СССР. Т. 4. М., 1952; Старостин Е. В. П. А. Кропоткин (1842-1921): Библиографический указатель печатных трудов: В 2 т. М., 1980; Ударцев С. Ф. Кропоткин.М., 1989.

См. также в Президентской библиотеке:

П. А. Кропоткин (1842-1921): [цифровая коллекция].